1.6. Макроэкономическая политика.
Составной и определяющей частью экономической политики, как системы мер государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ, является макроэкономическая политика. Функционирование национальной экономики в условиях смешанной системы хозяйствования предполагает обеспечение сочетания рыночных механизмов и государственных инструментов регулирования развития экономических процессов прежде всего на макроуровне. Макроэкономическая политика – это совокупность долгосрочных государственных мер, направленных на регулирование экономики страны как целостного организма. Главная её цель состоит в обеспечении стабильного и устойчивого развития национальной экономики. Достижение цели осуществляется чрез решение основных макроэкономических проблем (задач). Их реализация осуществляется через соответствующие направления макроэкономической политики, к приоритетным из которых относятся:
- регулирование экономического роста;
- политика борьбы с безработицей;
- антициклическое регулирование; - антиинфляционное регулирование;
- денежно-кредитная политика;
- бюджетно-налоговая (фискальная) политика;
- внешнеэкономическая политика;
- инвестиционно-инновационная политика;
- политика поддержания доходов и социальной защиты и др.
Содержание каждого из направлений макроэкономической политики рассматривается в соответствующих темах курса макроэкономики.
Проведение макроэкономической политики включает применение правовых, экономических и административных методов, комплексное использование которых влияет на эффективность государственного регулирования экономики. К правовым методам относятся: система законов, норм и правил, устанавливающие единые «правила игры» для всех участников рынка и механизмы их реализации, защиту прав собственности, поощрение конкуренции и формирование конкурентной среды, ограничение монопольного влияния, стимулирование различных форм предпринимательства, формирование инвестиционного климата и т.д.
К экономическим методам относятся: прямые – целевое финансирование государственных программ и проектов, государственные закупки, функционирование государственного сектора экономики. Косвенные – кредитно-денежные, налогово-бюджетные, ускоренная амортизация, внешнеэкономические (стимулирование и кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала) и т.д.
К административным методам относятся: антимонопольные (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционирование доминирующих производителей), введение обязательных стандартов и квот (экологические, социальные, санитарные), определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, система административных запретов и ограничений) и т.д.
Многообразие и сложность макроэкономических процессов, нестандартность взглядов и различное понимание их развития в современной макроэкономической теории группируются по следующим направлениям и школам:
- неоклассическое (теории монетаризма и неолиберализма);
- кейнсианство;
- институционально-социологическое.
Рассмотрение макроэкономических проблем в их взаимосвязи с микроэкономикой представлено в концепциях:
- экономика предложения;
- теории рациональных ожиданий;
- концепции неоклассического синтеза.
Выбор направления или теории при разработке макроэкономической политики зависит от типа экономической системы; зрелостью и динамичностью развития экономики, решаемыми проблемами и поставленными целями и др.
Неоклассическое направление:
1. Монетаризм – исходит из решающего влияния денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Сводит управление экономикой к контролю государства над денежной массой, эмиссии денег в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установления высокого процента банковского кредита.
2. Неолиберализм – исходит из того, что рынок сам наилучшим образом создает благоприятные условия для развития, отстаивает приоритетную роль свободы субъектов экономической деятельности, а государство должно обеспечить условия: политические, экономические, социальный, для конкуренции производителей и потребителей, свободного развития рыночных отношений, осуществлять при необходимости контроль и стимулирование экономики.
3. Кейнсианское направление: обосновывает государственное регулирование развитой рыночной экономикой путем увеличения или сокращения совокупного спроса посредством изменения наличной и безналичной массы. Главной ключевой проблемой является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.
4. Институционально-социологическое направление: рассматривает экономику как систему, в которой отношения между субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. К институтам относятся корпорации, профсоюзы, государство.
Современная эволюция институционально-социологического направления характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и возрастающим вниманием к человеку и социальным проблемам.
5. Концепция экономики предложения: представляет собой одно из проявлений неоконсервативной модели государственного регулирования экономики. Она направлена на ограничение налогов, поощрение капитализации прибыли, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства.
6. Теория рациональных ожиданий: исходит из того, что все рынки (товаров, ресурсов) являются в высокой степени конкурентными, а потому ставки заработной платы и цены гибки в плане повышения и в плане понижения. Главное воздействие на них оказывает не политика государства, а реакция людей, ожидаемые ими результаты такой политики.
Теория отводит большую роль самим людям, которые стремятся приспособиться к рыночным отношениям, формируя свои ожидания об экономической конъюнктуре исходя из предшествующего опыта, располагая всей полнотой необходимой информации, чтобы делать правильные выводы.
7. Концепция неоклассического синтеза: обосновывает необходимость как в теории так и на практике взаимоувязанное использование рыночных микро рычагов и государственных макро регуляторов, модели смешанного типа регулирования экономических процессов. Эти модели способствуют повышению эффективности производства и росту доходов основной массы населения в странах с развитой рыночной экономикой.
Современные исследования обогащают содержание понятия «неоклассический синтез», которые направлены на обоснование дальнейшего экономического роста с использованием как элементов экономического либерализма, так и возможностей государственного ограничения стихии рынка.
- Макроэкономика
- Содержание
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, ее предмет, основные задачи и методы исследования……………………………………………………………..14
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие…………………………82
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- Глава 5. Экономический рост и его факторы.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы………………….234
- Предисловие
- Глава 1 – к.Э.Н., доцент г.Г. Мамедов
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, её предмет, основные задачи
- 1.1. Макроэкономика как раздел экономической теории,
- 1.2. Роль микроэкономической теории в макроэкономике.
- 1.3. Объекты, субъекты и предмет макроэкономики.
- 1.4. Сущность и принципы макроэкономического анализа.
- 1.5. Макроэкономические рынки, пропорции.
- 1.6. Макроэкономическая политика.
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- 2.2. Кругооборот продуктов и доходов в экономике.
- 2.3. Система национального счетоводства и методология
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
- 3.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.
- 3.3. Кривая совокупного предложения в краткосрочном
- 3.4. Равновесие в модели ad-as. Шоки совокупного спроса
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- 4.1. Потребление, сбережения, инвестиции как составные части
- 4.2. Средняя и предельная склонность к потреблению.
- 4.3. Средняя и предельная склонность к сбережению. Взаимосвязь
- 4.4. Инвестиции. Инвестиционный спрос, его факторы. Валовые
- 4.5. Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория
- Глава 5. Экономический рост и его факторы. Основные теории
- 5.1. Сущность и показатели экономического роста.
- 5.2. Факторы и типы экономического роста.
- 5.3. Основные модели экономического роста.
- 1. Неокейнсианские модели.
- 2. Неоклассические модели.
- 3. Модель “затраты – выпуск”
- 5.4. Противоречия экономического роста.
- 5.5. Государственная политика экономического роста.
- Раздел III. Макроэкономика и неустойчивость
- 6.2. Основные теории цикличности.
- 6.3. Типы экономических циклов. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Модель цикла.
- 6.4. Экономические кризисы и их виды. Особенности кризиса в России.
- 6.5. Государственная антициклическая политика.
- Глава 7. Сущность безработицы, ее показатели и основные типы.
- Типы, виды и формы безработицы
- 7.3. Социально-экономические последствия безработицы.
- 7.4. Государственная политика борьбы с безработицей.
- Меры по предупреждению и сокращению безработицы
- Глава 8. Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
- 8.1. Сущность, причины и показатели инфляции.
- 8.2. Типы и виды инфляции.
- 1.Инфляция спроса;
- 2.Инфляция издержек;
- 8.3. Социально-экономические последствия инфляции.
- 8.4. Антиинфляционное регулирование.
- Глава 9. Государственное регулирование рыночной экономики.
- 9.2. Цели, объекты и принципы государственного регулирования.
- 9.3. Методы государственного регулирования экономики.
- 9.4. Основные направления, инструменты государственного регулирования экономики.
- 9.5. Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
- Раздел IV. Денежно-кредитные и бюджетно-налоговые проблемы макроэкономики
- Глава 10. Финансовая система и финансовая политика.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы.
- 11.3. Денежные системы и их типы.
- 11.4. Кредит и его функции. Основные формы и виды кредита.
- Глава 12. Современная банковская система и ее структура.
- Глава 13. Налоговая система и проблемы ее развития.
- 13.1. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налогов.
- 13.2. Налоги и их функции. Виды налоговой системы.
- 13.3. Классификация налогов и способы их взимания.
- 13.4. Налоговая политика. Недостатки в области налогообложения.
- Глава 14. Ценные бумаги и фондовый рынок.
- 14.1. Сущность и виды ценных бумаг.
- 14.3. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами.
- Раздел V. Мировая экономика
- Глава 15. Мировая система рыночного хозяйства.
- 15.3. Национальная валюта в международной валютной системе.
- Влияние ревальвации и девальвации на состояние платежного баланса
- Глава 16. Проблемы перехода к рыночной экономике.
- 16.3. Переходный период и его социально-экономические проблемы.
- 16.4. Особенности экономической политики государства
- 16.5. Основные особенности преобразования собственности