logo
УЧЕБ

1.6. Макроэкономическая политика.

Составной и определяющей частью экономической политики, как системы мер государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ, является макроэкономическая политика. Функционирование национальной экономики в условиях смешанной системы хозяйствования предполагает обеспечение сочетания рыночных механизмов и государственных инструментов регулирования развития экономических процессов прежде всего на макроуровне. Макроэкономическая политика – это совокупность долгосрочных государственных мер, направленных на регулирование экономики страны как целостного организма. Главная её цель состоит в обеспечении стабильного и устойчивого развития национальной экономики. Достижение цели осуществляется чрез решение основных макроэкономических проблем (задач). Их реализация осуществляется через соответствующие направления макроэкономической политики, к приоритетным из которых относятся:

- регулирование экономического роста;

- политика борьбы с безработицей;

- антициклическое регулирование; - антиинфляционное регулирование;

- денежно-кредитная политика;

- бюджетно-налоговая (фискальная) политика;

- внешнеэкономическая политика;

- инвестиционно-инновационная политика;

- политика поддержания доходов и социальной защиты и др.

Содержание каждого из направлений макроэкономической политики рассматривается в соответствующих темах курса макроэкономики.

Проведение макроэкономической политики включает применение правовых, экономических и административных методов, комплексное использование которых влияет на эффективность государственного регулирования экономики. К правовым методам относятся: система законов, норм и правил, устанавливающие единые «правила игры» для всех участников рынка и механизмы их реализации, защиту прав собственности, поощрение конкуренции и формирование конкурентной среды, ограничение монопольного влияния, стимулирование различных форм предпринимательства, формирование инвестиционного климата и т.д.

К экономическим методам относятся: прямые – целевое финансирование государственных программ и проектов, государственные закупки, функционирование государственного сектора экономики. Косвенные – кредитно-денежные, налогово-бюджетные, ускоренная амортизация, внешнеэкономические (стимулирование и кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала) и т.д.

К административным методам относятся: антимонопольные (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционирование доминирующих производителей), введение обязательных стандартов и квот (экологические, социальные, санитарные), определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, система административных запретов и ограничений) и т.д.

Многообразие и сложность макроэкономических процессов, нестандартность взглядов и различное понимание их развития в современной макроэкономической теории группируются по следующим направлениям и школам:

- неоклассическое (теории монетаризма и неолиберализма);

- кейнсианство;

- институционально-социологическое.

Рассмотрение макроэкономических проблем в их взаимосвязи с микроэкономикой представлено в концепциях:

- экономика предложения;

- теории рациональных ожиданий;

- концепции неоклассического синтеза.

Выбор направления или теории при разработке макроэкономической политики зависит от типа экономической системы; зрелостью и динамичностью развития экономики, решаемыми проблемами и поставленными целями и др.

Неоклассическое направление:

1. Монетаризм – исходит из решающего влияния денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Сводит управление экономикой к контролю государства над денежной массой, эмиссии денег в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установления высокого процента банковского кредита.

2. Неолиберализм – исходит из того, что рынок сам наилучшим образом создает благоприятные условия для развития, отстаивает приоритетную роль свободы субъектов экономической деятельности, а государство должно обеспечить условия: политические, экономические, социальный, для конкуренции производителей и потребителей, свободного развития рыночных отношений, осуществлять при необходимости контроль и стимулирование экономики.

3. Кейнсианское направление: обосновывает государственное регулирование развитой рыночной экономикой путем увеличения или сокращения совокупного спроса посредством изменения наличной и безналичной массы. Главной ключевой проблемой является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

4. Институционально-социологическое направление: рассматривает экономику как систему, в которой отношения между субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. К институтам относятся корпорации, профсоюзы, государство.

Современная эволюция институционально-социологического направления характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и возрастающим вниманием к человеку и социальным проблемам.

5. Концепция экономики предложения: представляет собой одно из проявлений неоконсервативной модели государственного регулирования экономики. Она направлена на ограничение налогов, поощрение капитализации прибыли, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства.

6. Теория рациональных ожиданий: исходит из того, что все рынки (товаров, ресурсов) являются в высокой степени конкурентными, а потому ставки заработной платы и цены гибки в плане повышения и в плане понижения. Главное воздействие на них оказывает не политика государства, а реакция людей, ожидаемые ими результаты такой политики.

Теория отводит большую роль самим людям, которые стремятся приспособиться к рыночным отношениям, формируя свои ожидания об экономической конъюнктуре исходя из предшествующего опыта, располагая всей полнотой необходимой информации, чтобы делать правильные выводы.

7. Концепция неоклассического синтеза: обосновывает необходимость как в теории так и на практике взаимоувязанное использование рыночных микро рычагов и государственных макро регуляторов, модели смешанного типа регулирования экономических процессов. Эти модели способствуют повышению эффективности производства и росту доходов основной массы населения в странах с развитой рыночной экономикой.

Современные исследования обогащают содержание понятия «неоклассический синтез», которые направлены на обоснование дальнейшего экономического роста с использованием как элементов экономического либерализма, так и возможностей государственного ограничения стихии рынка.