8.4. Антиинфляционное регулирование.
Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.
Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанную с борьбой с инфляционными процессами.
Антиинфляционная политика включает в себя два блока:
а) регулирование совокупного процесса;
б) регулирование совокупного предложения.
Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень спроса можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственным заказом и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы.
Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.
Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.
Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда недостатки кейнсианских рецептов борьбы с инфляцией стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличить его дальше практически было невозможно. В этих условиях появилось новое направление, которое предлагало более радикальные методы борьбы с инфляцией, - монетаризм, основателем которого был М. Фридмен.
Монетаризм исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного периода времени. Сократить совокупный спрос можно путем проведения денежной реформы конфискационного типа, что позволит сократить денежную массу в стране и уменьшит спрос. Монетаристы предлагают сократить бюджетный дефицит за счет сокращения расходов на реализацию социальных программ, ввести дорогой кредит, сократить налоговые ставки.
Поскольку предлагаемые ими меры тяжело переносятся населением, то антиинфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.
Так как монетаристы считают, что инфляция является чисто денежным феноменом, то предлагают метод шоковой терапии, который позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и сбить инфляцию. Однако этот метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.
Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа посредством обмена старых денег на новые в определенном соотношении, без изменения номинального уровня доходов и цен.
Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод градуирования, т.е. постепенного снижения темпов роста денежной массы. Однако данная политика нередко порождает так называемую инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата, цены и контракты могут быть частично или полностью защищены от изменений общего уровня цен.
Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год. Если их темпы выше сотни или тысячи процентов в год, то ее использование не приносит успеха.
Одним из альтернативных вариантов монетаристского направления борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату (вариант градуирования).
Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; планирование повышение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.
В последние годы инфляция происходит в условиях дефицита государственного бюджета, который не только порождает инфляцию, но и обостряет ее. Следовательно, чтобы понизить инфляцию, нужно устранить дефицит, что может обеспечить и увеличив доходную часть бюджета посредством увеличения налогов, или уменьшив государственные расходы. Многие страны в этой дилемме выбирают сокращение государственных расходов. Ряду развитых стран необходимо в первую очередь сократить военные расходы.
Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной.
Считается, что для предотвращения высокой инфляции необходимы единые действия правительства и частного сектора. Что касается правительства, то оно должно обеспечить в процессе:
а) фискальной политики необходимую устойчивость государственных расходов и налоговую систему;
б) кредитно-денежной политики – одинаковые темпы увеличения денежной массы и темпы увеличения национального дохода;
в) валютной политики – предотвращение импорта инфляции.
Домашние хозяйства и предприниматели, в свою очередь, должны обеспечить одинаковые темпы увеличения заработной платы и темпы повышения производительности труда.
Таким образом, управление инфляцией является важнейшим вопросом экономической политики государства. Такое управление предполагает разработку и реализацию антиинфляционной политики, диапазон которой весьма разнообразен. Но независимо от методов ее реализации задача может быть решена или методом осуществления стратегии, или методом тактики антиинфляционной политики.
Стратегические меры направлены на причины инфляции и рассчитаны на получение какой-то отдачи через длительный промежуток времени.
Тактика антиинфляционного регулирования предусматривает получение результатов через относительно короткие временные промежутки.
В единстве стратегические и тактические меры борьбы с инфляцией могут привести к желаемым результатам: снизятся темпы инфляции, стабилизируется рост цен жизненный уровень населения, появится дополнительная возможность развивать производство. В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.
- Макроэкономика
- Содержание
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, ее предмет, основные задачи и методы исследования……………………………………………………………..14
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие…………………………82
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- Глава 5. Экономический рост и его факторы.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы………………….234
- Предисловие
- Глава 1 – к.Э.Н., доцент г.Г. Мамедов
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, её предмет, основные задачи
- 1.1. Макроэкономика как раздел экономической теории,
- 1.2. Роль микроэкономической теории в макроэкономике.
- 1.3. Объекты, субъекты и предмет макроэкономики.
- 1.4. Сущность и принципы макроэкономического анализа.
- 1.5. Макроэкономические рынки, пропорции.
- 1.6. Макроэкономическая политика.
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- 2.2. Кругооборот продуктов и доходов в экономике.
- 2.3. Система национального счетоводства и методология
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
- 3.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.
- 3.3. Кривая совокупного предложения в краткосрочном
- 3.4. Равновесие в модели ad-as. Шоки совокупного спроса
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- 4.1. Потребление, сбережения, инвестиции как составные части
- 4.2. Средняя и предельная склонность к потреблению.
- 4.3. Средняя и предельная склонность к сбережению. Взаимосвязь
- 4.4. Инвестиции. Инвестиционный спрос, его факторы. Валовые
- 4.5. Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория
- Глава 5. Экономический рост и его факторы. Основные теории
- 5.1. Сущность и показатели экономического роста.
- 5.2. Факторы и типы экономического роста.
- 5.3. Основные модели экономического роста.
- 1. Неокейнсианские модели.
- 2. Неоклассические модели.
- 3. Модель “затраты – выпуск”
- 5.4. Противоречия экономического роста.
- 5.5. Государственная политика экономического роста.
- Раздел III. Макроэкономика и неустойчивость
- 6.2. Основные теории цикличности.
- 6.3. Типы экономических циклов. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Модель цикла.
- 6.4. Экономические кризисы и их виды. Особенности кризиса в России.
- 6.5. Государственная антициклическая политика.
- Глава 7. Сущность безработицы, ее показатели и основные типы.
- Типы, виды и формы безработицы
- 7.3. Социально-экономические последствия безработицы.
- 7.4. Государственная политика борьбы с безработицей.
- Меры по предупреждению и сокращению безработицы
- Глава 8. Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
- 8.1. Сущность, причины и показатели инфляции.
- 8.2. Типы и виды инфляции.
- 1.Инфляция спроса;
- 2.Инфляция издержек;
- 8.3. Социально-экономические последствия инфляции.
- 8.4. Антиинфляционное регулирование.
- Глава 9. Государственное регулирование рыночной экономики.
- 9.2. Цели, объекты и принципы государственного регулирования.
- 9.3. Методы государственного регулирования экономики.
- 9.4. Основные направления, инструменты государственного регулирования экономики.
- 9.5. Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
- Раздел IV. Денежно-кредитные и бюджетно-налоговые проблемы макроэкономики
- Глава 10. Финансовая система и финансовая политика.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы.
- 11.3. Денежные системы и их типы.
- 11.4. Кредит и его функции. Основные формы и виды кредита.
- Глава 12. Современная банковская система и ее структура.
- Глава 13. Налоговая система и проблемы ее развития.
- 13.1. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налогов.
- 13.2. Налоги и их функции. Виды налоговой системы.
- 13.3. Классификация налогов и способы их взимания.
- 13.4. Налоговая политика. Недостатки в области налогообложения.
- Глава 14. Ценные бумаги и фондовый рынок.
- 14.1. Сущность и виды ценных бумаг.
- 14.3. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами.
- Раздел V. Мировая экономика
- Глава 15. Мировая система рыночного хозяйства.
- 15.3. Национальная валюта в международной валютной системе.
- Влияние ревальвации и девальвации на состояние платежного баланса
- Глава 16. Проблемы перехода к рыночной экономике.
- 16.3. Переходный период и его социально-экономические проблемы.
- 16.4. Особенности экономической политики государства
- 16.5. Основные особенности преобразования собственности