logo search
шпоры по макро

3.Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)

Внешние эффекты - эффекты, возникающие в том случае, когда один субъект наносит ущерб или обеспечивает выгоды другому субъекту без выплаты или получения соответствующей компенсации. Различают:

- отрицательные внешние эффекты: ухудшение здоровья жителей вблизи вредных производств и т.д.

- положительные внешние эффекты: рост грамотности в результате реализации программ бесплатного образования и т.д.

Важной функцией государства является сведение к минимуму отрицательных внешних эффектов частного производства и максимизация его положительных внешних эффектов.

Эффект перелива - получение выгод или причинение издержек стороне, отличной от покупателя и продавца товара или услуги.

Внешние Эффекты, известные и как «эффекты перелива», возникают, когда сделка или обмен происходят вне рынка, что означает, что такие сделки не привязаны к цене. Внешние эффекты появляются в результате нарушения работы рыночного механизма и недостаточно эффективной работы экономики в целом; они могут быть также прямым следствием действий отдельных лиц.

Внешние эффекты и их регулирование

Неспособность рынка устранять внешние эффекты (экстерналии, эффекты перелива) — предмет теоретических дискуссий. С точки зрения интересов общества, появление внешних эффектов ведет к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит выгоду субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную выгоду. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг. Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навязываются некомпенсируемые издержки. И социальные издержки, т. е. издержки всего общества для производства данного блага, превышают частные издержки, т.е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Как было выяснено выше, непосредственно государством и регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (положительные внешние эффекты). Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях: государство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и потери); число участников рыночной сделки должно быть невелико; трансакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.

Если эти условия соблюдаются, то внешние эффекты не требуют государственного вмешательства. Здесь срабатывает принцип, получивший название теоремы Рональда Коуза: если права собственности четко определены, число участников сделки невелико, трансакционные издержки близки к нулю, то проблема внешних эффектов может быть решена без участия государства на основе добровольного соглашения сторон путем переговоров. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами и группами. Задача государства состоит в том, чтобы четко распределить и защитить права собственности рыночных агентов. Право собственности позволяет установить цену побочного результата и сведает тем самым альтернативные издержки для обеих сторон.

Внешние же эффекты проявятся только там, где права собственности размыты (напри­мер, при использовании таких ресурсов как воздух, ресурсы ми­рового океана и т. п.). Если права собственности четко определены, то предполагается, что рынок способен сам, без участия го­сударства, устранить внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рационально­му решению, поскольку экстерналии носят не односторонний, а обоюдный характер. И обе стороны — источник и получатель экстерналии — могут прийти к взаимоприемлемой договоренно­сти о том, как распределить между собой дополнительные из­держки или выгоды (в случае положительных эффектов перели­ва). Однако на практике такие договоренности возможны крайне редко. Допустим, химическая компания загрязняет атмосферу выбросами вредных веществ, при этом отрицательные экстерна­лии возникают в отношении населения ближайших населенных пунктов. Теоретически соглашении между ними возможны, в ре­альности же требуется государственное вмешательство, которое запретило бы вредные выбросы и наложило бы штраф на компа­ниям Подобные примеры показывают, что в большинстве случа­ев рынок внешние эффекты устранить не может.

Необходимость государственного регулирования рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий

Существует два способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. Другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу.