4.Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение.
Потребности
Движущей силой человеческого общества являются потребности -- объективно существующие запросы (желания) людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития.
Потребность -- это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, направленную на устранение возникшего несоответствия.
Потребности настолько многообразны, что существует множество вариантов их классификации. Классическая экономическая наука обычно выделяет три группы потребностей: материальные, духовные, социальные. На первое место она ставит удовлетворение людьми материальных потребностей: в пище, воде, жилье, одежде. Эти потребности удовлетворяются как материальными благами (предметами первой необходимости, предметами роскоши), так и услугами (ремонт автомобиля, консультации врача, юриста и т.д.). Духовные потребности связаны с развитием человека как личности и удовлетворяются получением образования, приобщением к искусству, чтением книг, владением информацией. Социальные потребности реализуются через участие людей в коллектив ной и общественной деятельности -- в партиях, профессиональных союзах, «кружках качества», в общественных фондах, благотворительных организациях.
По видам субъектов, у которых возникают потребности, последние разделяются на индивидуальные, семейные, коллективные, общественные.
Представители неоклассической экономической науки (напри мер, английский экономист А. Маршалл) подразделяли потребности на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и те, которые можно отложить, прямые и косвенные. По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические. Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей.
В современной западной литературе большую популярность по лучила теория американского социолога А. Маслоу, в соответствии с которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных;
· физиологические (в еде, питье и т.д.);
· в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);
· в социальных связях (семейных, дружеских, религиозных и т.д.);
· в приобретении определенного социального статуса (в при знании, одобрении);
· в самовыражении личности (в реализации способностей).
- 1.Предмет и методы "Экономики" и макроэкономики.
- 1. Общие методы, свойственные любой экономической науке:
- 2. Специфические методы.
- Субъекты/агенты/ экономических отношений. Уровни экономического анализа и их взаимосвязь
- 2) Мезоуровень – отрасли и регионы
- 3) Макроуровень -макроэкономические сектора – сектор домашних хозяйств, фирм, правительства, внешнего мира. Уровни экономического анализа
- 3.Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)
- 1.Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики
- 4.Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение.
- 1.3 Экономические блага и их классификация
- 5.Экономическая эффективность (сущность и показатели) и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
- 6. Проблема выбора и Кривая производственных возможностей
- 7.Три фундаментальных вопроса экономики и возможные системы ее организации.
- 8.Сущность и виды рынков.
- 12.Валовой национальный продукт (номинальный, реальный). Дефлятор внп
- 13.Два метода измерения внп.Чистый нац.Прдукт. Нациолнальный доход.Личный доход и располагаемый доход.
- 15.Безработица, ее виды. Пассивные и активные меры по обеспечению занятости. Проблема безработицы в России.
- 18.Антиинфляционная политика и её направления.
- 19. Сущность и виды фискальной политики
- 22.Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Теория мультипликатора.
- 25.Коммерческие банки, их функции. Создание банками денег. Денежный мультипликатор.
- 26. Центральный банк страны и его функции.
- 28.Экономический рост, его виды.
- 27. Национальная экономика и ее цели, межотраслевой баланс, национальное богатство.
- 31 Проблема измерения неравенства в распределении доходов в рыночной экономике и эффективность социальной политики государства
- 1.4 Показатели, характеризующие неравенство дохода
- 2.1 Политика государства в области доходов
- 33. Международная миграция капитала. Прямые и портфельные инвестиции.
- 34. Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России.