logo
шпоры по макро

4.Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение.

Потребности

Движущей силой человеческого общества являются потребности -- объективно существующие запросы (желания) людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития.

Потребность -- это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, направленную на устранение возникшего несоответствия.

Потребности настолько многообразны, что существует множество вариантов их классификации. Классическая экономическая наука обычно выделяет три группы потребностей: материальные, духовные, социальные. На первое место она ставит удовлетворение людьми материальных потребностей: в пище, воде, жилье, одежде. Эти потребности удовлетворяются как материальными благами (предметами первой необходимости, предметами роскоши), так и услугами (ремонт автомобиля, консультации врача, юриста и т.д.). Духовные потребности связаны с развитием человека как личности и удовлетворяются получением образования, приобщением к искусству, чтением книг, владением информацией. Социальные потребности реализуются через участие людей в коллектив ной и общественной деятельности -- в партиях, профессиональных союзах, «кружках качества», в общественных фондах, благотворительных организациях.

По видам субъектов, у которых возникают потребности, последние разделяются на индивидуальные, семейные, коллективные, общественные.

Представители неоклассической экономической науки (напри мер, английский экономист А. Маршалл) подразделяли потребности на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и те, которые можно отложить, прямые и косвенные. По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические. Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей.

В современной западной литературе большую популярность по лучила теория американского социолога А. Маслоу, в соответствии с которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных;

· физиологические (в еде, питье и т.д.);

· в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

· в социальных связях (семейных, дружеских, религиозных и т.д.);

· в приобретении определенного социального статуса (в при знании, одобрении);

· в самовыражении личности (в реализации способностей).