1.Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики
Государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.
Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно - технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.
Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления.
Воспроизводственно- технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса.
Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы.
Регулирующая роль государства — государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства.
Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Функция защиты конкуренции в Законе РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Метод регулирования представляет собой практического и теоретического воздействия субъекта управления на объект. Известны 2 пути: экономический и административный. Любой экономический метод несет в себе элемент администрирования, ибо является инструментов государственной власти, а значит, обязателен для исполнения всеми субъектами хозяйствования. Административные методов носят экономический характер, поскольку сфера их действия – экономическая система. Но дело в том, что экономические методы не сужают свободу выбора, предоставляя множество альтернатив. Административные методы сводят выбор до минимума или вообще устраняют его. Экономические методы включают в себя бюджетно-налоговые( гос. расходы, налоги, льготы, субсидии, т.е. выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета)и кредитно-денежные( включают эмиссию денежных знаков, операций на открытом рынке, использование нормы обязательных резервов, а также валютного курса).
Методы регулирования. Их можно условно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще экономический характер - антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.
Традиционно сильны, например, позиции государства в экономике некоторых западноевропейских стран (Франции, Испании, Германии, Нидерландов), в Японии; активно усиливается роль государства в экономическом росте многих стран Азии и Латинской Америки. Сами исторические условия развития, национальные традиции, особенности государственного устройства и место в общемировой экономической интеграции сделали государство в этих странах важнейшим участником экономических отношений и главным регулятором рынка и последствий изменений на нем. Принципиально важна роль государственного регулирования в странах с неразвитой рыночной структурой, куда можно отнести страны с исторически обусловленным низким уровнем и односторонностью экономического развития, а также страны, осуществлявшие (или осуществляющие) переход от директивной экономики на базе всеобъемлющего характера государственной собственности к рыночной экономике, основанной на многоукладности хозяйства, разнообразии и равноправности всех форм собственности.
Экономика Франции, как и других промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного-хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием. Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.
Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д.) . В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Россия. Идея сильного государства и государственное регулирование экономики находятся сейчас в центре внимания властных структур России. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2000 г. выделен раздел «О сути государственного регулирования», где подчеркивается, что ключевая роль государства в экономике - защита экономической свободы, при этом стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы - свободы производить, торговать, инвестировать.
Суть государственного регулирования экономики – защита частных инициатив и всех форм собственности, а не увлечение административными рычагами и не поддержка избранных предприятий и участников на рынке.
Задача власти - отладить работу государственных институтов, обеспечивающих деятельность субъектов рынка.
- 1.Предмет и методы "Экономики" и макроэкономики.
- 1. Общие методы, свойственные любой экономической науке:
- 2. Специфические методы.
- Субъекты/агенты/ экономических отношений. Уровни экономического анализа и их взаимосвязь
- 2) Мезоуровень – отрасли и регионы
- 3) Макроуровень -макроэкономические сектора – сектор домашних хозяйств, фирм, правительства, внешнего мира. Уровни экономического анализа
- 3.Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)
- 1.Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики
- 4.Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение.
- 1.3 Экономические блага и их классификация
- 5.Экономическая эффективность (сущность и показатели) и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
- 6. Проблема выбора и Кривая производственных возможностей
- 7.Три фундаментальных вопроса экономики и возможные системы ее организации.
- 8.Сущность и виды рынков.
- 12.Валовой национальный продукт (номинальный, реальный). Дефлятор внп
- 13.Два метода измерения внп.Чистый нац.Прдукт. Нациолнальный доход.Личный доход и располагаемый доход.
- 15.Безработица, ее виды. Пассивные и активные меры по обеспечению занятости. Проблема безработицы в России.
- 18.Антиинфляционная политика и её направления.
- 19. Сущность и виды фискальной политики
- 22.Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Теория мультипликатора.
- 25.Коммерческие банки, их функции. Создание банками денег. Денежный мультипликатор.
- 26. Центральный банк страны и его функции.
- 28.Экономический рост, его виды.
- 27. Национальная экономика и ее цели, межотраслевой баланс, национальное богатство.
- 31 Проблема измерения неравенства в распределении доходов в рыночной экономике и эффективность социальной политики государства
- 1.4 Показатели, характеризующие неравенство дохода
- 2.1 Политика государства в области доходов
- 33. Международная миграция капитала. Прямые и портфельные инвестиции.
- 34. Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России.