3.Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)
Внешние эффекты - эффекты, возникающие в том случае, когда один субъект наносит ущерб или обеспечивает выгоды другому субъекту без выплаты или получения соответствующей компенсации. Различают:
- отрицательные внешние эффекты: ухудшение здоровья жителей вблизи вредных производств и т.д.
- положительные внешние эффекты: рост грамотности в результате реализации программ бесплатного образования и т.д.
Важной функцией государства является сведение к минимуму отрицательных внешних эффектов частного производства и максимизация его положительных внешних эффектов.
Эффект перелива - получение выгод или причинение издержек стороне, отличной от покупателя и продавца товара или услуги.
Внешние Эффекты, известные и как «эффекты перелива», возникают, когда сделка или обмен происходят вне рынка, что означает, что такие сделки не привязаны к цене. Внешние эффекты появляются в результате нарушения работы рыночного механизма и недостаточно эффективной работы экономики в целом; они могут быть также прямым следствием действий отдельных лиц.
Внешние эффекты и их регулирование
Неспособность рынка устранять внешние эффекты (экстерналии, эффекты перелива) — предмет теоретических дискуссий. С точки зрения интересов общества, появление внешних эффектов ведет к подрыву эффективной работы рыночной экономики, которая часто производит либо слишком много, либо слишком мало некоторых благ. В случае положительных внешних эффектов возникает ситуация, когда чья-то деятельность приносит выгоду субъектам, которые за эту выгоду не платили. Это означает, что социальная выгода от блата превышает его частную выгоду. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо будет продаваться и покупаться в меньшем объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг. Отрицательные внешние эффекты возникают, если отдельным субъектам навязываются некомпенсируемые издержки. И социальные издержки, т. е. издержки всего общества для производства данного блага, превышают частные издержки, т.е. издержки тех, кто его производит. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг. Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо государственное вмешательство. Как было выяснено выше, непосредственно государством и регулируются внешние эффекты либо с помощью налогов, штрафов, мер запретительного характера (отрицательные внешние эффекты), либо за счет субсидий, дотаций (положительные внешние эффекты). Однако большая часть проблем, связанных с внешними эффектами, может быть урегулирована без вмешательства государства при следующих условиях: государство четко определяет права собственности на экономические ресурсы (право контролировать экономические ресурсы, распределять возникающие при их эксплуатации выгоды и потери); число участников рыночной сделки должно быть невелико; трансакционные издержки (связанные со сбором информации, определением партнеров по сделке, с заключением контрактов, с определением прав собственности и их защитой) должны быть пренебрежительно малы.
Если эти условия соблюдаются, то внешние эффекты не требуют государственного вмешательства. Здесь срабатывает принцип, получивший название теоремы Рональда Коуза: если права собственности четко определены, число участников сделки невелико, трансакционные издержки близки к нулю, то проблема внешних эффектов может быть решена без участия государства на основе добровольного соглашения сторон путем переговоров. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами и группами. Задача государства состоит в том, чтобы четко распределить и защитить права собственности рыночных агентов. Право собственности позволяет установить цену побочного результата и сведает тем самым альтернативные издержки для обеих сторон.
Внешние же эффекты проявятся только там, где права собственности размыты (например, при использовании таких ресурсов как воздух, ресурсы мирового океана и т. п.). Если права собственности четко определены, то предполагается, что рынок способен сам, без участия государства, устранить внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению, поскольку экстерналии носят не односторонний, а обоюдный характер. И обе стороны — источник и получатель экстерналии — могут прийти к взаимоприемлемой договоренности о том, как распределить между собой дополнительные издержки или выгоды (в случае положительных эффектов перелива). Однако на практике такие договоренности возможны крайне редко. Допустим, химическая компания загрязняет атмосферу выбросами вредных веществ, при этом отрицательные экстерналии возникают в отношении населения ближайших населенных пунктов. Теоретически соглашении между ними возможны, в реальности же требуется государственное вмешательство, которое запретило бы вредные выбросы и наложило бы штраф на компаниям Подобные примеры показывают, что в большинстве случаев рынок внешние эффекты устранить не может.
Необходимость государственного регулирования рынка. Используются следующие механизмы государственного регулирования: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий
Существует два способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. Другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу.
- 1.Предмет и методы "Экономики" и макроэкономики.
- 1. Общие методы, свойственные любой экономической науке:
- 2. Специфические методы.
- Субъекты/агенты/ экономических отношений. Уровни экономического анализа и их взаимосвязь
- 2) Мезоуровень – отрасли и регионы
- 3) Макроуровень -макроэкономические сектора – сектор домашних хозяйств, фирм, правительства, внешнего мира. Уровни экономического анализа
- 3.Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)
- 1.Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики
- 4.Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение.
- 1.3 Экономические блага и их классификация
- 5.Экономическая эффективность (сущность и показатели) и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
- 6. Проблема выбора и Кривая производственных возможностей
- 7.Три фундаментальных вопроса экономики и возможные системы ее организации.
- 8.Сущность и виды рынков.
- 12.Валовой национальный продукт (номинальный, реальный). Дефлятор внп
- 13.Два метода измерения внп.Чистый нац.Прдукт. Нациолнальный доход.Личный доход и располагаемый доход.
- 15.Безработица, ее виды. Пассивные и активные меры по обеспечению занятости. Проблема безработицы в России.
- 18.Антиинфляционная политика и её направления.
- 19. Сущность и виды фискальной политики
- 22.Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Теория мультипликатора.
- 25.Коммерческие банки, их функции. Создание банками денег. Денежный мультипликатор.
- 26. Центральный банк страны и его функции.
- 28.Экономический рост, его виды.
- 27. Национальная экономика и ее цели, межотраслевой баланс, национальное богатство.
- 31 Проблема измерения неравенства в распределении доходов в рыночной экономике и эффективность социальной политики государства
- 1.4 Показатели, характеризующие неравенство дохода
- 2.1 Политика государства в области доходов
- 33. Международная миграция капитала. Прямые и портфельные инвестиции.
- 34. Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России.