1.Предмет и методы "Экономики" и макроэкономики.
Предмет экономики - общественные отношения по созданию и распределению богатства, объекта экономики, между субъектами экономики.
Экономика определяется как наука, изучающая механизмы удовлетворения неограниченных потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов.
Предмет экономики на уровне макроэкономики - общественные отношения по созданию и распределению официального и теневого валового национального продукта (ВНП) и его части - национального дохода.
Предмет экономики на уровне микроэкономики - общественные отношения по созданию и реализации валовой продукции предприятия, по форимрованию и распределению прибыли предприятия.
Понятие экономики, как общественных отношений, характеризует народное хозяйство страны, группы стран или предприятия в зависимости от рассматриваемых уровней экономики.
Понятие экономики, как общественной науки, характеризует группу научных дисциплин, изучающих законы ведения хозяйства. Так, к экономическим наукам относят: маркетинг, менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, аудит и другие.
Методы экономики:
Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.
1)Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. При этом собираются и обрабатываются факты, выявляется наличие взаимосвязей и их характер, выводятся общие положения, принципы. Это способ рассуждения, с помощью которого приходят к общему умозаключению на основе изучения отдельных, частных случаев;
2)Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) – метод познания, предполагающий умозаключения от общего (теоретического положения, гипотезы) к частному. Именно с помощью дедукции делаются прогнозы. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется путем сопоставления ее с реальными фактами экономической действительности, выявления ее соответствия или несоответствия этим фактам.
Индукция и дедукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования в экономике. Как справедливо замечено, научной мысли требуется и индукция, и дедукция точно так же, как человеку для ходьбы нужны обе ноги.
3)Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и т. д.
4)Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и т. д.
Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
5)Графический метод, используемый экономистами, имеет одну особенность – независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) – на оси абсцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.
Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы.
Методы макроэкономики, подобно методам любой другой науки, делятся на две большие группы.
- 1.Предмет и методы "Экономики" и макроэкономики.
- 1. Общие методы, свойственные любой экономической науке:
- 2. Специфические методы.
- Субъекты/агенты/ экономических отношений. Уровни экономического анализа и их взаимосвязь
- 2) Мезоуровень – отрасли и регионы
- 3) Макроуровень -макроэкономические сектора – сектор домашних хозяйств, фирм, правительства, внешнего мира. Уровни экономического анализа
- 3.Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)
- 1.Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики
- 4.Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение.
- 1.3 Экономические блага и их классификация
- 5.Экономическая эффективность (сущность и показатели) и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
- 6. Проблема выбора и Кривая производственных возможностей
- 7.Три фундаментальных вопроса экономики и возможные системы ее организации.
- 8.Сущность и виды рынков.
- 12.Валовой национальный продукт (номинальный, реальный). Дефлятор внп
- 13.Два метода измерения внп.Чистый нац.Прдукт. Нациолнальный доход.Личный доход и располагаемый доход.
- 15.Безработица, ее виды. Пассивные и активные меры по обеспечению занятости. Проблема безработицы в России.
- 18.Антиинфляционная политика и её направления.
- 19. Сущность и виды фискальной политики
- 22.Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Теория мультипликатора.
- 25.Коммерческие банки, их функции. Создание банками денег. Денежный мультипликатор.
- 26. Центральный банк страны и его функции.
- 28.Экономический рост, его виды.
- 27. Национальная экономика и ее цели, межотраслевой баланс, национальное богатство.
- 31 Проблема измерения неравенства в распределении доходов в рыночной экономике и эффективность социальной политики государства
- 1.4 Показатели, характеризующие неравенство дохода
- 2.1 Политика государства в области доходов
- 33. Международная миграция капитала. Прямые и портфельные инвестиции.
- 34. Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России.