logo
шпоры по макро

1.Предмет и методы "Экономики" и макроэкономики.

Предмет экономики - общественные отношения по созданию и распределению богатства, объекта экономики, между субъектами экономики.

Экономика определяется как наука, изучающая механизмы удовлетворения неограниченных потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов.

Предмет экономики на уровне макроэкономики - общественные отношения по созданию и распределению официального и теневого валового национального продукта (ВНП) и его части - национального дохода.

Предмет экономики на уровне микроэкономики - общественные отношения по созданию и реализации валовой продукции предприятия, по форимрованию и распределению прибыли предприятия.

Понятие экономики, как общественных отношений, характеризует народное хозяйство страны, группы стран или предприятия в зависимости от рассматриваемых уровней экономики.

Понятие экономики, как общественной науки, характеризует группу научных дисциплин, изучающих законы ведения хозяйства. Так, к экономическим наукам относят: маркетинг, менеджмент, финансы, бухгалтерский учет, аудит и другие.

Методы экономики:

Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.

1)Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. При этом собираются и обрабатываются факты, выявляется наличие взаимосвязей и их характер, выводятся общие положения, принципы. Это способ рассуждения, с помощью которого приходят к общему умозаключению на основе изучения отдельных, частных случаев;

2)Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) – метод познания, предполагающий умозаключения от общего (теоретического положения, гипотезы) к частному. Именно с помощью дедукции делаются прогнозы. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется путем сопоставления ее с реальными фактами экономической действительности, выявления ее соответствия или несоответствия этим фактам.

Индукция и дедукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования в экономике. Как справедливо замечено, научной мысли требуется и индукция, и дедукция точно так же, как человеку для ходьбы нужны обе ноги.

3)Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и т. д.

4)Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и т. д.

Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

5)Графический метод, используемый экономистами, имеет одну особенность – независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) – на оси абсцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы.

Методы макроэкономики, подобно методам любой другой науки, делятся на две большие группы.