12.Валовой национальный продукт (номинальный, реальный). Дефлятор внп
Валовый национальный продукт – совокупная рыночная стоимость всего конечного объема производства товаров и услуг в национальной экономике за год из ресурсов, принадлежащих гражданам данной страны
Ограниченность ВНП: не учитывает 1.чисто финансовые сделки, 2.теневую экономику, 3.бартер и самообслуживание, 4.загрязнение окружающей среды, 5.выгоды от улучшения условий труда и разнообразия досуга
Значение ВНП: 1)измерение экономического роста и уровня жизни населения страны; 2)отражает эффективность использования национальных ресурсов и степень удовлетворения потребностей населения; 3)ВНП и его производные используются в макромоделировании как денежные оценки итогов функционирования экономики за период.
Номинальный и реальный ВНП
Номинальные макропоказатели рассчитаны в ценах того года, когда были произведены: Номинальный ВНП = Σ qi1 x pi1 ,где:
qi – количество произведенной конечной продукции i –го вида
pi – цены соответствующей конечной продукции
1 - символ текущего года
0 – символ базового (или прошлого) года, с которым сравнивается текущее состояние
Реальные макропоказатели рассчитываются в неизменных ценах базового года:
Реальный ВНП = Σ qi1 x pi0
Реальный ВНП = Номинальный ВНП
Индекс цен текущего
года к базисному
Процесс корректировки ВНП на индекс цен имеет 2 формы: 1)инфлирование – искусственное увеличение реального ВНП по сравнению с номинальным для лет перед базовым годом (индекс цен < 1); 2) дефлирование – искусственное уменьшение реального ВНП для лет после базового года (индекс цен > 1).
На основании реального и номинального ВНП можно рассчитать дефлятор валового национального продукта как отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Таким образом:
1.номинальный ВНП дает обобщенную денежную оценку произведенной народным хозяйством страны продукции;
2.реальный ВНП характеризует количество произведенной продукции, то есть объем производства, измеренный в постоянных ценах (ценах базисного года);
3.дефлятор ВНП показывает изменение уровня цен произведенной продукции в отчетном году по отношению к базисному году.
- 1.Предмет и методы "Экономики" и макроэкономики.
- 1. Общие методы, свойственные любой экономической науке:
- 2. Специфические методы.
- Субъекты/агенты/ экономических отношений. Уровни экономического анализа и их взаимосвязь
- 2) Мезоуровень – отрасли и регионы
- 3) Макроуровень -макроэкономические сектора – сектор домашних хозяйств, фирм, правительства, внешнего мира. Уровни экономического анализа
- 3.Внешние эффекты /перелива/ и их государственное регулирование. Необходимость и основное содержание государственного регулирования рыночной экономики (на примере России и других стран)
- 1.Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики
- 4.Экономические потребности и блага: сущность, классификация, значение.
- 1.3 Экономические блага и их классификация
- 5.Экономическая эффективность (сущность и показатели) и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс
- 6. Проблема выбора и Кривая производственных возможностей
- 7.Три фундаментальных вопроса экономики и возможные системы ее организации.
- 8.Сущность и виды рынков.
- 12.Валовой национальный продукт (номинальный, реальный). Дефлятор внп
- 13.Два метода измерения внп.Чистый нац.Прдукт. Нациолнальный доход.Личный доход и располагаемый доход.
- 15.Безработица, ее виды. Пассивные и активные меры по обеспечению занятости. Проблема безработицы в России.
- 18.Антиинфляционная политика и её направления.
- 19. Сущность и виды фискальной политики
- 22.Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Теория мультипликатора.
- 25.Коммерческие банки, их функции. Создание банками денег. Денежный мультипликатор.
- 26. Центральный банк страны и его функции.
- 28.Экономический рост, его виды.
- 27. Национальная экономика и ее цели, межотраслевой баланс, национальное богатство.
- 31 Проблема измерения неравенства в распределении доходов в рыночной экономике и эффективность социальной политики государства
- 1.4 Показатели, характеризующие неравенство дохода
- 2.1 Политика государства в области доходов
- 33. Международная миграция капитала. Прямые и портфельные инвестиции.
- 34. Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России.