Спрос на факторы производства.
В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.
В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.
Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.
Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая за единицу труда в течение определенного интервала времени.
Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда – фирмы и государства, а субъекты предложения – домашние хозяйства.
Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно: – взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты; –наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих; – мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.
Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:
- воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;
- влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.
Следовательно, рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса (модель монопсонии – как правило, одна фирма – работодатель), так и со стороны предложения труда (модель с профсоюзом).
Для рабочих монопсония на рынке труда оборачивается потерей рабочих мест и снижением заработной платы, т. е. они получают ставку зарплаты, меньшую, чем их предельный продукт в денежном выражении. Монопсонист сокращает занятость для того, чтобы снизить ставку заработной платы аналогично тому, как монополист на рынке благ сокращает производство с целью повышения цены на свой продукт.
- 1.Блага.
- Потребительские предпочтения и предельная полезность.
- 4.Предложения и его факторы.
- 5.Выручка и прибыль.
- 6.Монополия
- 7.Рынок труда
- 8.Рынок земли
- 9. Внешние эффекты и общественные блага Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Влияние государства на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- 10. Ввп и способы его измерения.
- 1.)Ввп по доходам
- 2.)Ввп по расходам
- 3.)Ввп по добавленной стоимости (производственный метод)
- 11.Инфляция и её виды.
- 12.Равновесие на товарном ранке.
- 13.Бюджетно-налоговая политика.
- 14.Денежно-кредитная политика.
- 15. Валютный курс.
- 16.Теневая экономика.
- 1 Потребности, ресурсы
- 2 Методы экономической теории
- К общим методам относятся:
- К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:
- 3 Факторы спроса
- 4 Закон убывающей предельной производительности
- Принцип максимизации прибыли
- 6 Монополистическая конкуренция
- 7 Спрос и предложение труда
- 8 Рента
- 9 Национальный доход
- 10 Экономические циклы
- 11 Потребление и сбережения
- 12 Деньги и их функции
- 13 Экономический рост и развитие
- 14 Особенности переходной экономики России
- 15 Рынок труда
- 16 Формирование открытой экономики
- Экономический выбор
- 4. Эффект масштаба
- Предложение совершенно конкретной формы фирмы и отрасли.
- 6. Олигополия
- 7. Заработная плата
- 8. Общее равновесие и благосостояние.
- 9. Макроэкономика
- 10. Располагаемый личный доход
- 11. Макроэкономическое равновесие
- 12. Инвестиции
- 13. Равновесие на денежном рынке
- 14. Международные экономические отношения.
- 15. Приватизация
- Распределение и доходы
- Экономические системы.
- Спрос и предложение.
- Эластичность.
- Рыночная власть.
- Спрос на факторы производства.
- Процентная ставка и инвестиции. Природа процентной ставки
- Механизм формирования инвестиций.
- Неравенство.
- Кругооборот доходов и продуктов. Потоки и запасы в национальной экономике
- Модель оборота ресурсов в национальной экономике.
- Безработица.
- Стабилизационная политика.
- Эффект мультипликатора.
- Банковская система.
- Платежный баланс.
- Предпринимательство.
- Структурные сдвиги в экономике.