3 Факторы спроса
В целом можно сказать, что изменение цены означает изменение величины спроса и движение по кривой спроса. Однако часто возникает ситуация, когда при неизменной цене величина спроса становится иной. В таких случаях речь идет о неценовых факторах спроса. Воздействие неценовых факторов приводит к параллельному сдвигу кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, и влево – если снижается.
К неценовым факторам спроса относятся изменения:
доходов потребителей. Для большинства товаров характерна следующая зависимость: рост дохода приводит к увеличению спроса на товары, а сокращение – к его снижению. При этом рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо вверх, а его уменьшение – влево вниз. Товары, для которых характерна данная зависимость, называют нормальными. Товары, для которых наблюдается обратная зависимость между изменением дохода и величиной спроса, называются товарами низшей категории;
вкусов и предпочтений потребителей, что приводит к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат;
цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличится, так как рациональный потребитель будет заменять более дорогой товар тем, цена которого осталась прежней. Такая ситуация будет наблюдаться при повышении цен на отдельные виды мяса, круп, овощей и других товаров. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар, например бензин, вызовет падение спроса на другой, например машинное масло (кривая спроса на машинное масло сдвинется влево);
ожиданий потребителей. Так, ожидание дальнейшего роста цен, повышения доходов, таможенных пошлин на импортируемые товары будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.
Кроме того, к неценовым факторам следует отнести возрастную структуру населения, распределение дохода среди демографических групп населения, размер домашнего хозяйства. Например, старение населения будет способствовать падению спроса на жилье, товары и услуги, связанные с образованием. Рост доходов молодых семей при неизменных доходах в целом приведет к увеличению спроса на товары длительного пользования.
На потребительский выбор влияют реклама и другие формы стимулирования сбыта, а также неэкономические факторы, например, погода.
- 1.Блага.
- Потребительские предпочтения и предельная полезность.
- 4.Предложения и его факторы.
- 5.Выручка и прибыль.
- 6.Монополия
- 7.Рынок труда
- 8.Рынок земли
- 9. Внешние эффекты и общественные блага Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Влияние государства на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- 10. Ввп и способы его измерения.
- 1.)Ввп по доходам
- 2.)Ввп по расходам
- 3.)Ввп по добавленной стоимости (производственный метод)
- 11.Инфляция и её виды.
- 12.Равновесие на товарном ранке.
- 13.Бюджетно-налоговая политика.
- 14.Денежно-кредитная политика.
- 15. Валютный курс.
- 16.Теневая экономика.
- 1 Потребности, ресурсы
- 2 Методы экономической теории
- К общим методам относятся:
- К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:
- 3 Факторы спроса
- 4 Закон убывающей предельной производительности
- Принцип максимизации прибыли
- 6 Монополистическая конкуренция
- 7 Спрос и предложение труда
- 8 Рента
- 9 Национальный доход
- 10 Экономические циклы
- 11 Потребление и сбережения
- 12 Деньги и их функции
- 13 Экономический рост и развитие
- 14 Особенности переходной экономики России
- 15 Рынок труда
- 16 Формирование открытой экономики
- Экономический выбор
- 4. Эффект масштаба
- Предложение совершенно конкретной формы фирмы и отрасли.
- 6. Олигополия
- 7. Заработная плата
- 8. Общее равновесие и благосостояние.
- 9. Макроэкономика
- 10. Располагаемый личный доход
- 11. Макроэкономическое равновесие
- 12. Инвестиции
- 13. Равновесие на денежном рынке
- 14. Международные экономические отношения.
- 15. Приватизация
- Распределение и доходы
- Экономические системы.
- Спрос и предложение.
- Эластичность.
- Рыночная власть.
- Спрос на факторы производства.
- Процентная ставка и инвестиции. Природа процентной ставки
- Механизм формирования инвестиций.
- Неравенство.
- Кругооборот доходов и продуктов. Потоки и запасы в национальной экономике
- Модель оборота ресурсов в национальной экономике.
- Безработица.
- Стабилизационная политика.
- Эффект мультипликатора.
- Банковская система.
- Платежный баланс.
- Предпринимательство.
- Структурные сдвиги в экономике.