Эластичность.
Эластичность – степень реакции одной экономической переменной на изменения другой переменной. Например, эластичность спроса по цене, эластичность предложения по доходу.
Первичное значение понятия отражает греческое "elasticus" – упругий, гибкий, растяжимый. Возможно, что те же корни у слова "ластик" - резинка. Этимология слова дает основания понимать эластичность экономических величин как их изменчивость, восприимчивость, реактивность, то есть способность отвечать на воздействие извне. Количественно эластичность определяют как отношение выраженного в процентах изменения одной переменной к выраженному в процентах изменению другой переменной.
Показатель эластичность как инструмент экономического анализа и ведения бизнеса стал использоваться благодаря английскому меркантилисту Грегори Кингу, который дал общее описание ценовой эластичности спроса на пшеницу еще в 1696 году. До разработки теории эластичности Альфредом Маршалом оставалось триста лет.
Качественная характеристика эластичности.
Если коэффициент эластичности по модулю меньше единицы, то говорят о неэластичности переменной y по x. Если коэффициент эластичности больше 1, то говорят, что y эластичен по x, так как каждый процент изменения фактора приводит к еще большему изменению y. Если коэффициент эластичности равен 1, то говорят о единичной эластичности. В предельном случае, когда коэффициент эластичности равен бесконечности, говорят о совершенной эластичности. Соответственно, при нулевом коэффициенте эластичности - о совершенной неэластичности.
Фирма.
Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие).
Есть ли различие между фирмой и предприятием? В экономическом лексиконе термин “фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.
Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Это делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы, но может не затронуть условий доходности других товаров. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.
Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.
Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие “фирма” (от итал. firma – подпись) означало “торговое имя” коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебой литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить? где, кому и по какой цене продавать?
Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.
Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений.
Фирма:
• основывается на концентрации (объединении) факторов производства;
• предполагает господство прямых (непосредственных) связей между сотрудниками;
• предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления.
Наибольшее признание в научном мире получило объяснение причин возникновения фирмы, которое дал американский экономист Рональд Коуз. Он считал, что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.
Коуз ввел понятие трансакционных издержек (затрат) (от лат. transactio – сделка). Он выделил четыре категории трансакционных затрат:
1) затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);
2) затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов);
3) затраты по контролю за соблюдением условий договора;
4) затраты по юридическому обеспечению контракта.
Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Они становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции внутри фирмы осуществляются без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.
- 1.Блага.
- Потребительские предпочтения и предельная полезность.
- 4.Предложения и его факторы.
- 5.Выручка и прибыль.
- 6.Монополия
- 7.Рынок труда
- 8.Рынок земли
- 9. Внешние эффекты и общественные блага Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Влияние государства на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- 10. Ввп и способы его измерения.
- 1.)Ввп по доходам
- 2.)Ввп по расходам
- 3.)Ввп по добавленной стоимости (производственный метод)
- 11.Инфляция и её виды.
- 12.Равновесие на товарном ранке.
- 13.Бюджетно-налоговая политика.
- 14.Денежно-кредитная политика.
- 15. Валютный курс.
- 16.Теневая экономика.
- 1 Потребности, ресурсы
- 2 Методы экономической теории
- К общим методам относятся:
- К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:
- 3 Факторы спроса
- 4 Закон убывающей предельной производительности
- Принцип максимизации прибыли
- 6 Монополистическая конкуренция
- 7 Спрос и предложение труда
- 8 Рента
- 9 Национальный доход
- 10 Экономические циклы
- 11 Потребление и сбережения
- 12 Деньги и их функции
- 13 Экономический рост и развитие
- 14 Особенности переходной экономики России
- 15 Рынок труда
- 16 Формирование открытой экономики
- Экономический выбор
- 4. Эффект масштаба
- Предложение совершенно конкретной формы фирмы и отрасли.
- 6. Олигополия
- 7. Заработная плата
- 8. Общее равновесие и благосостояние.
- 9. Макроэкономика
- 10. Располагаемый личный доход
- 11. Макроэкономическое равновесие
- 12. Инвестиции
- 13. Равновесие на денежном рынке
- 14. Международные экономические отношения.
- 15. Приватизация
- Распределение и доходы
- Экономические системы.
- Спрос и предложение.
- Эластичность.
- Рыночная власть.
- Спрос на факторы производства.
- Процентная ставка и инвестиции. Природа процентной ставки
- Механизм формирования инвестиций.
- Неравенство.
- Кругооборот доходов и продуктов. Потоки и запасы в национальной экономике
- Модель оборота ресурсов в национальной экономике.
- Безработица.
- Стабилизационная политика.
- Эффект мультипликатора.
- Банковская система.
- Платежный баланс.
- Предпринимательство.
- Структурные сдвиги в экономике.