logo
Дидактические единицы

Эластичность.

Эластичность – степень реакции одной экономической переменной на изменения другой переменной. Например, эластичность спроса по цене, эластичность предложения по доходу.

Первичное значение понятия отражает греческое "elasticus" – упругий, гибкий, растяжимый. Возможно, что те же корни у слова "ластик" - резинка. Этимология слова дает основания понимать эластичность экономических величин как их изменчивость, восприимчивость, реактивность, то есть способность отвечать на воздействие извне. Количественно эластичность определяют как отношение выраженного в процентах изменения одной переменной к выраженному в процентах изменению другой переменной.

Показатель эластичность как инструмент экономического анализа и ведения бизнеса стал использоваться благодаря английскому меркантилисту Грегори Кингу, который дал общее описание ценовой эластичности спроса на пшеницу еще в 1696 году. До разработки теории эластичности Альфредом Маршалом оставалось триста лет. 

Качественная характеристика эластичности.

Если коэффициент эластичности по модулю меньше единицы, то говорят о неэластичности переменной y по x. Если коэффициент эластичности больше 1, то говорят, что y эластичен по x, так как каждый процент изменения фактора приводит к еще большему изменению y. Если коэффициент эластичности равен 1, то говорят о единичной эластичности. В предельном случае, когда коэффициент эластичности равен бесконечности, говорят о совершенной эластичности. Соответственно, при нулевом коэффициенте эластичности - о совершенной неэластичности.

Фирма.

Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие).

Есть ли различие между фирмой и предприятием? В экономическом лексиконе термин “фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.

Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Это делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы, но может не затронуть условий доходности других товаров. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.

Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.

Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие “фирма” (от итал. firma – подпись) означало “торговое имя” коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебой литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить? где, кому и по какой цене продавать?

Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений.

Фирма:

• основывается на концентрации (объединении) факторов производства;

• предполагает господство прямых (непосредственных) связей между сотрудниками;

• предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления.

Наибольшее признание в научном мире получило объяснение причин возникновения фирмы, которое дал американский экономист Рональд Коуз. Он считал, что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.

Коуз ввел понятие трансакционных издержек (затрат) (от лат. transactio – сделка). Он выделил четыре категории трансакционных затрат:

1)  затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг);

2)  затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов);

3)  затраты по контролю за соблюдением условий договора;

4)  затраты по юридическому обеспечению контракта.

Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Они становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовый (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции внутри фирмы осуществляются без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.