logo
Дидактические единицы

Неравенство.

Основной путь приобретения благ в экономике — труд. Люди трудятся, чтобы получить деньги и купить товары. Однако их труд разный, поскольку они имеют разные способности, разные условия их развития и разное стремление трудиться.

Разный труд оплачивается по-разному и создает разные возможности приобретения благ, которые являются товарами: продуктов питания, одежды, жилища, получения некоторых видов образования и медицинских услуг, развлечений. Это ведет к неравному Положению в обществе, или иначе, к социальному неравенству.

Социальное неравенство — неравенство членов общества, выраженное в неодинаковых возможностях удовлетворения потребностей. Социальное неравенство образуется не только вследствие различий в труде, но и наличия собственности, приносящей доход, — капитала. Капитал позволяет нанимать работников, расширять рабочие места или сокращать их, ускорять или сдерживать профессиональный рост подчиненных, регулировать величину их заработной платы. В результате владельцы капитала влияют на возможности многих людей приобретать товары, таким путем влияют на неравенство их положения в обществе.

Социальное неравенство, вызванное различиями в труде и наличием капитала, — свойство частной экономики. Такое социальное неравенство можно уменьшить, но не уничтожить.

Социальное неравенство выступает для частной экономики своеобразным механизмом, с помощью которого она как бы разговаривает с людьми: подает им сигналы и получает от них обратную Информацию. Усилением неравенства показывает, кому и как надо увеличить трудовую деятельность. Уменьшением — дает знать, что трудовая активность достаточна, и к ней можно подключить другие виды деятельности (например, укрепление здоровья, отдых, обустройство быта, спорт).

Среди ученых нет единого мнения относительно социального неравенства, вызванного различиями в труде и наличием капитала. Одни считают, что такое неравенство не позволяет всем людям удовлетворять свои потребности и тормозит экономический прогресс. По этой причине они призывают к его уничтожению.

Другие убеждены, что устранение данного неравенства вредно для экономики. Они доказывают, что неравенство стимулирует людей к более производительному труду и способствует экономическому росту.

Действительно, с одной стороны, социальное неравенство порождается объективными причинами, — теми, которые сам человек не может изменить. К таким причинам можно отнести пол, возраст, место рождения, состав семьи, состояние здоровья. Например, молодой человек трудится, как правило, более успешно, чем пожилой; мужчины лучше справляются с тяжелой работой, чем женщины. Есть люди, которые по объективным причинам вообще не могут трудиться: престарелые, дети, инвалиды.

С другой стороны, социальное неравенство порождается субъективными причинами — такими, которые люди сами могут изменить. Это, например, образование, профессиональная подготовка, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность. Так, чтобы лучше трудиться, надо самому заниматься своим образованием, более ответственно подходить к порученному делу.

Во всех странах стараются поддерживать социальное неравенство, вызванное субъективными причинами. Для этого материальное вознаграждение (заработная плата, премии, денежные добавки), как правило, выплачивается в зависимости от трудового вклада. Экономисты едины в том, что сохранение этого неравенства служит стимулом увеличения производительного труда.