6 Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Спикере» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Спикерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».
На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать(или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому: сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.
Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях — это производства одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров)
- 1.Блага.
- Потребительские предпочтения и предельная полезность.
- 4.Предложения и его факторы.
- 5.Выручка и прибыль.
- 6.Монополия
- 7.Рынок труда
- 8.Рынок земли
- 9. Внешние эффекты и общественные блага Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Влияние государства на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- 10. Ввп и способы его измерения.
- 1.)Ввп по доходам
- 2.)Ввп по расходам
- 3.)Ввп по добавленной стоимости (производственный метод)
- 11.Инфляция и её виды.
- 12.Равновесие на товарном ранке.
- 13.Бюджетно-налоговая политика.
- 14.Денежно-кредитная политика.
- 15. Валютный курс.
- 16.Теневая экономика.
- 1 Потребности, ресурсы
- 2 Методы экономической теории
- К общим методам относятся:
- К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:
- 3 Факторы спроса
- 4 Закон убывающей предельной производительности
- Принцип максимизации прибыли
- 6 Монополистическая конкуренция
- 7 Спрос и предложение труда
- 8 Рента
- 9 Национальный доход
- 10 Экономические циклы
- 11 Потребление и сбережения
- 12 Деньги и их функции
- 13 Экономический рост и развитие
- 14 Особенности переходной экономики России
- 15 Рынок труда
- 16 Формирование открытой экономики
- Экономический выбор
- 4. Эффект масштаба
- Предложение совершенно конкретной формы фирмы и отрасли.
- 6. Олигополия
- 7. Заработная плата
- 8. Общее равновесие и благосостояние.
- 9. Макроэкономика
- 10. Располагаемый личный доход
- 11. Макроэкономическое равновесие
- 12. Инвестиции
- 13. Равновесие на денежном рынке
- 14. Международные экономические отношения.
- 15. Приватизация
- Распределение и доходы
- Экономические системы.
- Спрос и предложение.
- Эластичность.
- Рыночная власть.
- Спрос на факторы производства.
- Процентная ставка и инвестиции. Природа процентной ставки
- Механизм формирования инвестиций.
- Неравенство.
- Кругооборот доходов и продуктов. Потоки и запасы в национальной экономике
- Модель оборота ресурсов в национальной экономике.
- Безработица.
- Стабилизационная политика.
- Эффект мультипликатора.
- Банковская система.
- Платежный баланс.
- Предпринимательство.
- Структурные сдвиги в экономике.