Потребительские предпочтения и предельная полезность.
Главными агентами рыночных отношений являются потребитель и фирма. Они формируют спрос и предложение на рынке, взаимодействуют в процессе установления равновесной цены. При этом современная экономическая теория исходит из того, что потребитель – это «высшая и последняя инстанция» рыночной экономики, поскольку только он, в конечном счете, оценивает результаты труда производителя, «голосуя» своими деньгами «за» или «против» выпущенных товаров. Решения отдельных потребителей лежат в основе рыночного спроса. В данном разделе мы более подробно остановимся на экономических принципах, определяющих закономерности потребительского спроса, лежащего в основе формирования цены покупателя.
Чтобы глубже раскрыть сущность рыночного спроса, необходимо разобраться в теории потребительского поведения. Цель потребителя, ради которой он покупает товар, состоит в удовлетворении своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность – это степень удовлетворения потребителей, которое они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие полезность было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748 – 1832 гг.). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на теории полезности и теории стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса (убывающая кривая спроса), то есть почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого. Не следует отождествлять понятия полезность и польза.
Как уже отмечалось, полезность – понятие субъективное, поэтому точному количественному измерению она не поддается. Однако экономисты установили, что полезность обладает свойством порядковой измеримости, с помощью которого можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, хотя саму степень удовлетворения точно определить нельзя.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, а затем постепенно затухает до нуля.
Предельная полезность – добавочная полезность, получаемая от потребления каждой последующей единицы блага. Общая полезность растёт, когда предельная полезность уменьшается, но является величиной положительной.
Функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества.
Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается.
Из этого объяснения можно сделать вывод, что ценность товара (меновая стоимость) определяется субъективными представлениями о предельной полезности последней единицы товара, имеющейся в вашем распоряжении. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены. Предельная полезность товаров при их изобилии равна нулю.
Субъективная оценка потребителем полезности того или иного блага определяет и поведение потребителя на рынке. Основными принципами потребительского поведения являются суверенность, рациональность, системность предпочтений, ограниченность доходов. Естественно, что принимая решение о покупке, потребитель ориентируется так же на качество товара и его цену. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.
- 1.Блага.
- Потребительские предпочтения и предельная полезность.
- 4.Предложения и его факторы.
- 5.Выручка и прибыль.
- 6.Монополия
- 7.Рынок труда
- 8.Рынок земли
- 9. Внешние эффекты и общественные блага Положительный и отрицательный внешние эффекты
- Влияние государства на внешние эффекты
- Чистое общественное благо
- 10. Ввп и способы его измерения.
- 1.)Ввп по доходам
- 2.)Ввп по расходам
- 3.)Ввп по добавленной стоимости (производственный метод)
- 11.Инфляция и её виды.
- 12.Равновесие на товарном ранке.
- 13.Бюджетно-налоговая политика.
- 14.Денежно-кредитная политика.
- 15. Валютный курс.
- 16.Теневая экономика.
- 1 Потребности, ресурсы
- 2 Методы экономической теории
- К общим методам относятся:
- К специфическим экономическим методам экономики можно отнести:
- 3 Факторы спроса
- 4 Закон убывающей предельной производительности
- Принцип максимизации прибыли
- 6 Монополистическая конкуренция
- 7 Спрос и предложение труда
- 8 Рента
- 9 Национальный доход
- 10 Экономические циклы
- 11 Потребление и сбережения
- 12 Деньги и их функции
- 13 Экономический рост и развитие
- 14 Особенности переходной экономики России
- 15 Рынок труда
- 16 Формирование открытой экономики
- Экономический выбор
- 4. Эффект масштаба
- Предложение совершенно конкретной формы фирмы и отрасли.
- 6. Олигополия
- 7. Заработная плата
- 8. Общее равновесие и благосостояние.
- 9. Макроэкономика
- 10. Располагаемый личный доход
- 11. Макроэкономическое равновесие
- 12. Инвестиции
- 13. Равновесие на денежном рынке
- 14. Международные экономические отношения.
- 15. Приватизация
- Распределение и доходы
- Экономические системы.
- Спрос и предложение.
- Эластичность.
- Рыночная власть.
- Спрос на факторы производства.
- Процентная ставка и инвестиции. Природа процентной ставки
- Механизм формирования инвестиций.
- Неравенство.
- Кругооборот доходов и продуктов. Потоки и запасы в национальной экономике
- Модель оборота ресурсов в национальной экономике.
- Безработица.
- Стабилизационная политика.
- Эффект мультипликатора.
- Банковская система.
- Платежный баланс.
- Предпринимательство.
- Структурные сдвиги в экономике.