Третий сектор и цели государственной политики
Становление Третьего сектора происходит в нашей стране в крайне неблагоприятных экономических условиях. Переход от плановой экономики к рыночной сопровождается значительным спадом производства валового внутреннего продукта, сокращением доходов и расходов государственного бюджета, в том числе на социальные нужды. Величина ВВП составила в 1996 г. 63% от уровня 1991 г.. Расходы государственного бюджета на социально-культурные мероприятия, включая затраты на социальную помощь, здравоохранение, образование, культуру, в сопоставимом выражении сократились за этот же период на 29%
Несмотря на сложные условия переходного периода и экономический кризис, число негосударственных некоммерческих организаций увеличивается с каждым годом. Только в 1995 г. количество общественных объединений, религиозных организаций и созданных ими учреждений выросло в 1,86 раза. В начале 1996 г. общее число негосударственных некоммерческих организаций составило 150,4 тыс.(Рисунок 1.1.). Как видно из диаграммы (Рисунок1.2.) количество зарегистрированных общественных организаций г.Иркутска и Иркутской области значительно выросло за последние три года (в 2,3 раза) , что объясняется прежде всего принятием 14 апреля 1995 г. федерального закона «Об общественных объединениях», ставшего базовым нормативным актом в сфере государственной поддержки гражданского общества, обеспечения механизмов правовой защиты интересов общественных структур .
В 1992 г. в числе задач политики Российского правительства по проведению кардинальной экономической реформы был указан ряд направлений поддержки развития негосударственных организаций:
- развитие негосударственных форм обслуживания населения в сферах здравоохранения, образования, культуры;
- предоставление налоговых льгот для меценатов и инвесторов в сферах образования и культуры, включая льготное налогообложение доходов от собственной деятельности организаций образования;
- создание условий для развития негосударственных структур образования, приватизации образовательных учреждений;
- поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.
Однако эти задачи остались по преимуществу декларациями. Последовательной политики ни по отношению к Третьему сектору, ни по отношению к отдельным его сегментам государством не проводилось. Действия органов государственной власти по поддержке и регулированию развития негосударственных некоммерческих организаций предпринимались под воздействием следующих главных факторов:
- макроэкономическая ситуация и проводимая правительством политика финансовой стабилизации и сокращения бюджетного дефицита;
- давление нескольких хорошо организованных групп специальных интересов (религиозные организации, творческие союзы, организации инвалидов), направленное на получение и сохранение групповых налоговых льгот;
- установление и использование отдельными организациями политических и экономических связей с руководителями исполнительных органов власти с целью получения индивидуальных налоговых и таможенных льгот, финансовой поддержки и других преференций.
Правовое положение некоммерческих организаций
1995 год стал переломным в решении вопросов правового обеспечения статуса и деятельности некоммерческих организаций. С 1 января 1995 года вступила в действие часть первая Гражданского Кодекса Российской Федерации, закрепившая в специальном разделе практически все нормы о некоммерческих организациях (статьи 116-123, § 5, глава 4).В 1995 году Государственная Дума приняла сразу пять базовых федеральных законов, определяющих правовой статус основных видов некоммерческих организаций: «Об общественных объединениях» (14 апреля), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28 июня), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (II августа), «О некоммерческих организациях» (8 декабря), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (8 декабря). Активизируется нормотворчество субъектов Российской Федерации. Теперь на местном уровне вопросы, затрагивающие некоммерческие организации, все чаще разрешаются в форме законов.
Российское законодательство допускает создание некоммерческих организаций в разнообразных формах. Правовая форма организации характеризует прежде всего специфику имущественных отношений между организацией и ее учредителями, но во внимание принимаются и другие обстоятельства, а именно: конкретные цели и содержание деятельности. Приведем перечень важнейших форм некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом и Законом "О некоммерческих организациях", и укажем ключевые особенности каждой из форм. Перечень включает потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Создание потребительского кооператива осуществляется на основе объединения имущественных паевых взносов участников. Потребительские кооперативы широко распространены в нашей стране. Это, например, гаражные, дачные кооперативы и т.д.
Общественные и религиозные организации, как и кооперативы, являются добровольными объединениями своих членов. Но объединяться в общественные и религиозные организации могут только граждане, а не юридические лица. Кроме того, согласно закону, такие организации создаются для удовлетворения только духовных и иных нематериальных потребностей своих членов. Причем члены общественных и религиозных организаций не сохраняют каких-либо прав на передаваемое этим организациям имущество, в том числе на членские взносы. Правоотношения, связанные с созданием общественных организаций, регулируются главным образом упомянутым Законом "Об общественных объединениях".
Фонд. Термин "фонд" используется в нашей стране в различных значениях. До принятия нового Гражданского кодекса и Закона "О некоммерческих организациях" фондами были названы многие финансовые институты, созданные с целью получения прибыли и имеющие, например, статус акционерных обществ. Однако, согласно названным законам, фонд как особая форма некоммерческой организации, естественно, не имеет права распределять прибыль. Фонд не имеет членства, создается на основе добровольных имущественных взносов, причем его учредители утрачивают все права на переданное фонду имущество. Фонд призван преследовать социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
С точки зрения имущественных правоотношений есть много общего между фондом и автономной некоммерческой организацией. Но последняя создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и т.д. А функция фондов состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять гранты, пособия и т.п. Фонд призван заниматься прежде всего распределением, а автономная некоммерческая организация - производством.
Основные особенности такой формы, как некоммерческое партнерство, заключаются в том, что такая организация создается для содействия ее членам в достижении некоммерческих целей, причем при выходе члена из партнерства или ликвидации организации бывший член может получить часть имущества. Иными словами, вложения в некоммерческое партнерство не безвозвратны, что отличает эту форму от других форм некоммерческих организаций. Закон предусматривает, что член некоммерческого партнерства не может получить из него больше средств, чем вложил , получение членом партнерства прибыли не допускается, ибо иное противоречило бы природе некоммерческой организации.
Учреждение представляет собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Собственник полностью или частично финансирует учреждение и при необходимости несет ответственность по его обязательствам. В то же время учреждение выполняет задания собственника и находится у него в административной подчиненности. Таким образом, учреждение менее самостоятельно, чем некоммерческие организации других форм. Большинство учреждений принадлежат государству или муниципалитетам и, следовательно, не относятся к Третьему сектору. Однако собственником учреждения, например учебного заведения, созданного в данной форме, может быть и частное лицо, а также негосударственная организация, например общественная или религиозная.
Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов. Эта форма подходит для организаций, специализирующихся на осуществлении лоббистской деятельности.
В качестве примера такой организации можно привести существующий в Иркутске Объединенный Совет НКО и ОО г. Иркутска и Иркутской области , в состав которого входят 27 организаций , объединившихся для решения общих задач , таких как :
- координация деятельности и обмен опытом среди организаций некоммерческого сектора;
- выбор приоритетных направлений деятельности ;
- разработка и реализация общих программ ;
-эффективное взаимодействие с государственным и коммерческим секторами, средствами массовой информации ;
- представление интересов общественных организаций в органах власти ;
- организация общественной экспертизы проектов законодательных и нормативных актов и социально значимых решений.
Деятельность Совета осуществляется согласно Положению о работе Совета НКО и ОО (Приложение 4)
Управление и контроль в некоммерческих организациях
До недавнего времени российское законодательство не определяло четких требований к управлению некоммерческими организациями, в результате чего многие из них фактически контролировались собственным персоналом и в огромной степени ориентировались на максимизацию заработков. Федеральным Законом "О некоммерческих организациях" , принятом в 1995 г. предусмотрено образование коллегиальных высших органов управления для большинства форм некоммерческих организаций и зафиксирован перечень вопросов, которые вправе решать только такой орган. Среди этих вопросов можно указать, например, определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества, образование исполнительных органов организации и досрочное прекращение их полномочий, утверждение финансового плана, годового отчета и годового бухгалтерского баланса.
Члены высшего органа управления некоммерческой организации не вправе получать от нее вознаграждение за выполнение своих функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе этого органа. Для фондов обязательным является создание попечительского совета.
Закон обязывает некоммерческие организации вести бухгалтерский учет и статистический учет, предоставлять необходимую информацию налоговым органам, собственным учредителям и иным лицам. Размеры и структура доходов и имущества некоммерческой организации, а также сведения о ее расходах, численности работников и волонтеров, оплате труда не могут быть предметом коммерческой тайны.
Российское законодательство возлагает на государство ответственность и наделяет его полномочиями контролировать деятельность некоммерческих организаций. Если организация совершает действия, не согласующиеся с ее некоммерческим статусом, ей может быть вынесено письменное предупреждение органом, который ее зарегистрировал, либо прокурор может внести представление об устранении нарушений. Если таких предупреждений или представлений было более двух, возможно возбуждение судебного дела о ликвидации некоммерческой организации.
1.7. Государственная регистрация, учет и отчетность
Согласно статье 51 Гражданского Кодекса РФ «юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации». Это правило распространяется на все некоммерческие организации, создаваемые с правами юридического лица. Гражданским Кодексом РФ предусмотрено, что государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы юстиции. Отметим признаки юридического лица, которыми в силу статьи 48 Гражданского Кодекса наделяются некоммерческие организации:
- наличие в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) обособленного имущества;
- возможность отвечать по своим обязательствам этим имуществом;
- право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности;
- возможность выступать истцом и ответчиком в суде;
- наличие самостоятельного баланса.
Возникнув в качестве общественного объединения, некоммерческие организации могут идти на приобретение прав юридического лица, а могут и не делать этого. Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только этот статус позволит ей защищать свои имущественные права и интересы и обяжет нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других лиц (физических и юридических).Только путем приобретения статуса юридического лица некоммерческая организация может претендовать на законные привилегии (в частности, налоговые и иные льготы).
Если некоммерческая организация не имеет намерений выступать участником гражданско-правовых отношений, то она может не приобретать прав юридического лица. Общественные объединения граждан считаются созданными после проведения учредительного съезда (конференции). Для целей государственной регистрации законодательство дифференцирует общественные организации на общероссийские, региональные и местные.
Согласно Закону «Об общественных объединениях», Министерство юстиции Российской Федерации регистрирует общероссийские, межрегиональные и международные общественные объединения, а также созданные на территории Российской Федерации отделения (филиалы и другие структурные подразделения) общественных объединений иностранных государств.
Государственная регистрация межрегионального общественного объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Регистрация региональных и местных общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации. Союзы общественных объединений также подлежат государственной регистрации и в том же порядке, в каком регистрируются сами общественные объединения.
- Глава1 социально-экономическая политика государства и развитие третьего сектора
- Введение понятия « Третий сектор »
- Причины заинтересованности государства и органов местного самоуправления во взаимодействии с Третьим сектором
- Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных и муниципальных органов с независимыми некоммерческими организациями.
- Третий сектор и цели государственной политики
- Органы, производящие государственную регистрацию некоммерческих организаций
- Основания отказа в государственной регистрации некоммерческой организации
- Постановка некоммерческих организаций на учет в государственных органах
- Министерство юстиции и его местные органы
- Местная администрация
- Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
- Фонд социального страхования России.
- Пенсионный фонд Российской Федерации.
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
- 1.8.Основные принципы налогообложения некоммерческих организаций
- 1.9.Налоговые льготы организациям Третьего сектора
- Права региональных и местных органов
- Стимулирование развития Третьего сектора: льготы по налогам на прибыль и имущество предприятий
- Стимулы решения приоритетных задач
- Глава 2
- Оказание "неотложной социальной помощи ":
- 2.2.Координация деятельности и совместная разработка программ
- 2.3.Размещение заказа на выполнение социальных услуг
- Организация конкурса
- Поддержка проектов и программ некоммерческих организаций
- Рекомендуемые критерии для оценки предлагаемых программ
- Глава 3
- 3.2.Предложения по созданию Координационного Совета некоммерческих организаций и органов государственной власти.
- 1.Общие положения
- 3.Совет при осуществлении своей деятельности имеет право :
- 5.Аппарат Совета .
- 6.Обеспечение деятельности Совета .
- 6.1. Правовое обеспечение деятельности Совета осуществляется согласно Федеральному Закону «Об общественных объединениях »
- Информационный отдел
- 3.3.Характеристика программных средств
- Структура Microsoft Access
- 3.4.База данных «нко» общественных и некоммерческих организаций г. Иркутска и Иркутской области.
- Главное меню базы данных nko