logo
Структура и основы деятельности предприятий / Дипломная

2.3.Размещение заказа на выполнение социальных услуг

При обсуждении вопросов, связанных с прямым финансированием независимых некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления, все более часто применяется по­нятие «социальный заказ». Сам термин «социальный заказ» появился как альтернатива привычному «государственному заказу», чтобы под­черкнуть, во-первых, социальный характер самих выполняемых программ, негосударственный статус исполнителей, а также обще­ственный, открытый, конкурсный порядок распределения этих зака­зов.

Особенностью данной формы государственной поддержки яв­ляется не только большая мера государственной инициативы, но и значительно большая степень определенности государственного ор­гана, как заказчика, по поводу того, что именно должно быть ре­зультатом выполнения такого заказа .

При реализации государственных и муниципальных социаль­ных программ и размещении на их основе «социального заказа» действует два организационно-финансовых механизма .

Первый механизм - это формирование и размещение заказа на вы­полнение услуг (реализацию мер, проведение мероприятий), пере­чень, содержание и объемы которых могут быть четко определены ис­ходя из целей соответствующей программы. Органы государственной власти или местного самоуправления, ответственные за разработку и выполнение программы, знают, что требуется сделать, формулируют это в виде заказа и размещают его на конкурсной основе. Такой ме­ханизм наиболее уместен для решения задач по оказанию «неотложной социальной помощи», реализации прав граждан на по­лучение бесплатного образования и медицинской помощи и других, где задачи социальной политики могут быть сформулированы в виде однозначных требований к способам их решения.

Второй механизм применяется в ситуации, когда цели программы не определяют однозначно, какие меры лучше осуществить для их до­стижения. Решение задач социальной реабилитации и профилактики социальных проблем, развития культуры, содействия инновациям в образовании очень трудно, а то и просто бессмысленно конкретизи­ровать в виде конкретных мероприятий, если не опираться на пред­ложения, проекты, программы тех, кто этими задачами готов непо­средственно заниматься. Конкретные, однозначно понимаемые задачи социальной политики и мероприятия, поддерживаемые государством в указанных областях, не могут и не должны однозначно детерминироваться ни теоретическими конструкциями, сколь бы основательны­ми они не являлись, ни представлениями работников органов власти, сколь бы образованными они не были. Здесь необходима организация конкурсного отбора проектов и программ, отвечающих задачам социальной политики государства и предлагающих конкретные пути их решения. Отобранные проекты включаются как составные части в соответствующую государственную (муниципальную) программу и получают необходимую поддержку. Только после этого возникают отношения «заказа», когда с авторами отобранных проектов заключаются контракты на их реализацию. В отличие от первого механизма, предметом заказа служат мероприятия, предложенные самими исполнителями и отобранные в результате конкурса.

Первый из этих двух разных организационно-финансовых меха­низмов - механизм размещения заказа на выполне­ние социальных услуг, или механизм социального заказа в узком смысле слова. Второй - механизм поддержки проектов и программ.

Размещение заказа на выполнение социальных услуг - это меха­низм реализации в условиях рыночной экономики социальных гаран­тий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конститу­ции Российской Федерации, федеральных, региональных и местных законах и нормативных актах. Предоставление социальных услуг на­селению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями. В последние годы этим стали зани­маться и независимые некоммерческие организации. В условиях ры­ночной экономики обязательства государства по обеспечению соци­альных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соот­ветствующих услуг совсем не тождественны необходимости использо­вания только государственных и муниципальных учреждений для пре­доставления этих услуг.

Последовательность формирования заказа на выполнение

социальных услуг.

Для эффективного использования бюджетных средств и обес­печения качественного предоставления населению социальных услуг необходимо:

1.Максимально четко и по возможности однозначно сформули­ровать, предоставление каких видов услуг, кому именно, в каком объ­еме, какого качества должно финансироваться из бюджетных средств;

2. Сбалансировать вышеуказанные характеристики с бюджетны­ми возможностями и определить масштабы и условия предоставления вышеуказанных услуг и размеры ассигнований из соответствующих бюджетов;

3. Определить организации, способные предоставить населению такие услуги, обеспечив требуемое их качество и количество.

«Программа социальных реформ на 1996-2000 гг.» предусматривает разработку и утверждение государственных стандартов, устанавли­вающих основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Для обеспечения адресной социаль­ной помощи и эффективного использования средств, выде­ляемых на социальные цели, надо четко и однознач­но определить перечень финансируемых из местного бюджета соци­альных услуг, их количественные и качественные характеристики и условия получения. Выполнение такой работы и озна­чает формирование заказа на социальное обслуживание определенных групп населения. Первый и второй из перечисленных выше шагов - это формулирование органами власти заказа на выполнение соци­альных услуг. Третий шаг - это размещение данного заказа.