logo
Структура и основы деятельности предприятий / Дипломная

Оказание "неотложной социальной помощи ":

- оказание помощи социально слабо защищенным группам на­селения (пожилым гражданам, инвалидам, детям-сиротам и другим);

- развитие сети различных видов организаций социального об­служивания населения (центры комплексного социального обслужи­вания, организации социального обслуживания семьи и детей, спе­циализированной социальной помощи на дому и др.);

- поддержка обустройства социально слабо защищенных вы­нужденных переселенцев.

Социальная реабилитация:

- социальная реабилитация инвалидов;

- создание условий для интеграции в активную гражданскую жизнь лиц, уволенных с военной службы, членов семей погибших военнослужащих;

- развитие новых социальных технологий поддержки семьи, в том числе консультативных услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

- социальная реабилитация пострадавших от насилия;

- создание системы социальной адаптации и реабилитации де­тей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограничен­ными возможностями.

Профилактика социальных проблем:

- разработка и реализация программ, направленных на расши­рение занятости для отдельных социальных групп населения: молоде­жи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов;

- решение проблем детской безнадзорности, профилактики без­надзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, "социального сиротства", социальной помощи лицам без определен­ного места жительства;

- расширение государственной поддержки новых форм семейно­го воспитания детей, лишившихся родительского попечения;

- обеспечение условий полноценного вхождения в общественную жизнь и активного участия в ней молодежи;

- усиление профилактики социального неблагополучия.

Цели политики государства по отношению к отраслям социально-культурной сферы прямо предусматривают поддержку деятельности негосударственных (независимых) организаций образования, культу­ры, здравоохранения. Программа социальных реформ определяет в качестве задачи госу­дарственной политики содействие развитию сети образовательных уч­реждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных. Закон РФ "Об образовании" устана­вливает право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момен­та их государственной аккредитации в случае реализации ими основ­ных общеобразовательных программ. В Федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культу­ры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)", получившей статус Президентской программы, в числе приоритетных задач указы­вается всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры.

Программа социальных реформ предусматривает создание конку­рентной среды среди лечебно-профилактических учреждений незави­симо от форм собственности. Независимые некоммерческие организации могут также внести значительный вклад в достижение целей государственных и муници­пальных программ, связанных с развитием науки, осуществлением природоохранной деятельности, благоустройством территории, содер­жанием жилищного хозяйства.

В условиях экономического кризиса, с одной стороны, растет по­требность населения в различных социальных программах. С другой стороны, чрезвычайно жестко ставится вопрос о том, что нуждается в поддержке общества, а что нет, и что следует финансировать и под­держивать в первую очередь. В такой ситуации особое значение при­обретают проблемы эффективного распределения и использования средств, направляемых на социальные цели. Деятельность независи­мых некоммерческих организаций как раз и может обеспечить более эффективное расходование бюджетных средств.

В Федеральном законе « Об общественных объединениях » предусмотрены принципиально новые формы госу­дарственной поддержки объединений, связанные с передачей им материальных ресурсов, которые могут осуществляться, в соответст­вии с положениями ст. 17, в трех самостоятельных формах: в фор­ме государственных грантов, то есть целевого финансирования конкретных программ общественных объединений по их заявкам, путем заключения любых видов договоров, в том числе на выполне­ние определенных работ и предоставлении услуг, а также в форме социального заказа на выполнение различных государственных про­грамм и поручений.

По механизму правового осуществления такой поддержки, ка­ждая из этих форм представляет собой различные виды гражданско-правовых договоров, а с точки зрения содержания отношений меж­ду общественными объединениями и государством, они различаются по степени инициативы участников этих отношений. В случае по­лучения государственных грантов инициатива объединений мак­симальна, поскольку в этом случае государство, обладая бюджетными ресурсами на решение социальных задач и определяя их приоритетность, может выделить часть из этих ресурсов под оп­ределенные проблемы, например «забота об одиноких престаре­лых», или «борьба с беспризорностью», или «гуманизация тюрем» и объявить обществу, что готово потратить их на программы, которые будут разрабатываться и осуществляться общественными объедине­ниями. При этом, общественные объединения, составляя свои заяв­ки, самостоятельно предлагают, что именно нужно сделать в этой сфере и каким образом, сколько на это необходимо денег и какой результат оправдает сделанные вложения. Государственным органам нужно будет лишь сравнивать и выбирать предоставленные на фи­нансирование заявки.

«Грант», «государственный грант» новые понятие в нашем законодательстве, заимствованные из зарубежной правовой практи­ки. Суть гранта (от анг­лийского «grant» предоставлять, гарантировать) универсальна и может быть определена как целевые средства, безвозмездно переда­ваемые грантодателем грантополучателю на выполнение конкретных общественно-полезных программ с последующим отчетом об их использовании.

Важная особенность гранта в том, что грантополучатель не имеет прямого материального интереса в результатах выполнения работ по гранту, поскольку действует не в своих интересах, а, как правило, в интересах третьих лиц или неограниченного круга лиц больных, детей, бездомных, «молодых талантов», «развития нау­ки», «укрепления демократии» и т. д. При этом, используя деньги грантодателя, который доверил ему выполнение этой программы, исполнитель гранта реализует волю грантодателя, в определенной мере выступая от его имени.