logo
Структура и основы деятельности предприятий / Дипломная

Глава 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ

КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

  1. Возможный состав организационных форм

взаимодействия государственных и муниципальных

органов с организациями Третьего сектора

Существуют следующие организационные формы взаимодействия органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления с организация­ми Третьего сектора:

- подразделения или отдельные работники этих органов, на ко­торые возложена обязанность по взаимодействию с организациями Третьего сектора;

- различного рода совещания, советы, комитеты и т.п., участни­ками которых являются представители двух указанных сторон.

Взаимодействие с организациями Третьего сектора может осущест­вляться «отраслевыми» и специально ориентированными на такие организации подразделениями государственных и муниципальных органов. Первые - это подразделения социальной защиты, образова­ния, культуры и т.д. Ко вторым относятся, например, отделы по связям с общественностью региональных и городских администраций.

Отраслевые подразделения, осуществляя подготовку и реализацию программ, проектов, мероприятий в профильных для них сферах (социальная защита населения, образование, культура и т.д.), должны взаимодействовать с соответствующими по направлениям деятель­ности организациями Третьего сектора, рассматривая вопросы разме­щения среди них социального заказа, их субсидирования и др.

Основной задачей подразделений второго типа является налаживание плодотворного сотрудничества органов госу­дарственной власти и местного самоуправления с независимыми не­коммерческими организациями. Такие подразделения, инициируя подготовку и принятие специальных законодательных и нормативных актов (например, законов о благотворительной деятельности в соот­ветствующем регионе, социальном заказе), отстаивая интересы некоммерческих организаций при решении вопросов нало­гообложения, разработке и реализации государственных и муници­пальных программ, проектов и т.д., становятся как бы лоббистами интересов Третьего сектора . Эти подразделения играют положительную роль в укреплении взаимосвязей некоммерческих организаций с отраслевыми подразделениями госу­дарственных и муниципальных органов.

Состав и характер организационных форм второго типа в основном зависит от количества и разнообразия организаций Третьего сектора в регионе, что в конеч­ном счете определяется его масштабами и экономическим потенциа­лом. В общем случае, чем больше численность и разнооб­разнее состав действующих на территории региона организаций Тре­тьего сектора, тем более сложными и многогранными являются органи­зационные формы их взаимодействия с соответствующими государ­ственными и муниципальными структурами.

Когда число функционирующих на территории региона организаций Третьего сектора относительно невелико, государственные органы проводят регулярную работу со всеми этими организациями. Удобной организационной формой такой работы является постоянно действующее совещание, участниками которого выступают представители соответ­ствующих органов и всех некоммерческих организаций региона .

При увеличении числа и повышении разнообразия независимых некоммерческих организаций:

- повышается роль отраслевых форм организации взаимодействия государственных и муниципальных органов с Третьим сектором, то есть форм, объединяющих организации, сходные по направлениям деятельности (культура, образование, благотворительность и т.п.);

- формы, охватывающие все независимые некоммерческие органи­зации региона или же все организации с определенным направлением деятельности, заменяются представительными формами, то есть формами, участниками которых являются представители Третьего сектора или же отраслевой группы организаций;

- постоянные формы дополняются совещаниями, слушаниями, которые собираются по мере необходимости для рассмотрения опре­деленных, представляющих общий интерес вопросов.

Развитие отраслевых форм организации взаимодействия государ­ственных и муниципальных органов с независимыми некоммерчески­ми организациями не уменьшает важность создания форм, ориенти­рованных на некоммерческий сектор в целом. Во-первых, многие ак­туальные сегодня вопросы, связанные с коренными преобразования­ми в экономике и политике, формированием принципиально новых взаимоотношений между государством и обществом, касаются всех организаций третьего сектора, и решать их надо совместными уси­лиями, учитывая интересы многих сторон. Во-вторых, когда происхо­дят быстрые и существенные изменения очень важно, чтобы положи­тельный опыт, накопленный одними группами организаций Третьего сектора во взаимоотношениях с государством и муниципальными ор­ганами, в короткие сроки становился достоянием всех его групп.

С учетом вышеизложенного могут быть представлены следующие возможные модели организации взаимодействия органов государ­ственной власти и местного самоуправления с организациями Третьего сектора, расположенные в порядке роста числа и разнообразия та­ких организаций в регионе:

1. Постоянное совещание, участниками которого являются пред­ставители всех выразивших желание организаций Третьего сектора и государственных или муниципальных органов соответствующего ре­гиона.

2. Первая форма дополняется постоянными совещаниями по на­правлениям деятельности некоммерческих организаций.

3. Постоянные совещания по направлениям деятельности и представительная форма для Третьего сектора в целом.

4. Представительные формы как по направлениям деятельности некоммерческих организаций, так и для Третьего сектора в целом.

С развитием представительных форм по­вышается необходимость их дополнения формами, максимально от­крытыми для участия всех независимых некоммерческих организаций региона или организаций с определенным направлением деятель­ности. В качестве такой формы могут быть публичные слу­шания по тому или иному вопросу, представляющему общий интерес.