1.3. Формы ведения вухгалтерского учета на малом предприятии
Малому предприятию рекомендуется в зависимости от объема и вида деятельности использовать следующие формы ведения бухгалтерского учета:
1) по полной журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов;
2) по упрощенной форме с использованием сокращенного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При использовании упрощенной формы возможны следующие варианты:
— в регистрах бухгалтерского учета имущества — ведомостях форм № В-1-В-9;
— в книге учета хозяйственных операций по форме К-1 (без использования регистров учета имущества);
— в книге учета доходов и расходов.
Все перечисленные формы ведения учета предполагают использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи, за исключением одной. При ведении книги учета доходов и расходов не используется какой-либо план счетов и не применяется метод двойной записи.
Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу.
При упрощенной форме с использованием регистров применяются следующие ведомости:
— Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений — форма № В-!;
— Ведомость учета производственных и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, — форма № В-2;
— Ведомость учета затрат на производство — форма № В-З;
— Ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;
— Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;
— Ведомость учета реализации — форма № В-6 (оплата);
— Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-6 (отгрузка);
— Ведомость учета расчетов с поставщиками — форма № В-7;
— Ведомость учета оплаты труда — форма № В-8;
— Ведомость (шахматная) — форма № В-9.
Все ведомости, кроме формы № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. На основании остатков по счетам на конец отчетного периода заполняется баланс.
В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется, соответственно, книга учета хозяйственных операций и книга учета доходов и расходов.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
— единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
— взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
— сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
— накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
- Учет на предприятиях малого бизнеса содержание
- Глава 1. Общие положения. Особенности бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
- Глава 2. Простая форма бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных операций
- Глава 4. Отчет малых предприятий
- Введение
- Глава 1.
- 1.2. Документирование хозяйственных операций на малом предприятии
- 1.3. Формы ведения вухгалтерского учета на малом предприятии
- 1.4. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии
- 1.5. Порядок применения рабочего плана счетов бухгалтерского учета
- 1.6. Порядок определения льгот при учете
- Глава 2. Простая форма бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных операций
- 2.1. Простая форма бухгалтерского учета на малом предприятии
- 2.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия
- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (в-1)
- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также ндс, уплаченного по ценностям (в-2)
- Ведомость учета затрат на производство (в-з)
- Ведомости учета денежных средств и фондов (в-4)
- Ведомости учета расчетов и прочих операций (в-5)
- Ведомость учета реализации (в-6 оплата) и учета расчетов и прочих операций (в-6 отгрузка)
- Ведомость учета расчетов с поставщиками (в-7)
- Ведомость учета оплаты труда (в-8)
- Глава з.
- 3.1.1. Субъекты с правом пользования упрощенной системой налогообложения
- 3.1.2. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
- 3.1.3. Определение объекта налогообложения
- 3.1.4. Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения
- 3.1.5. Налоговая база
- 3.1.6. Уплата минимального налога
- 3.1.7. Перенос убытка или части убытка на следующие налоговые периоды
- 3.1.8. Налоговый период. Отчетный период
- 3.1.9. Налоговые ставки
- 3.1.10. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей
- 3.1.11. Налоговая декларация
- 3.1.12. Налоговый учет
- 3.1.13. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения
- 3.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 3.2.1. Основные понятия
- 3.2.2. Исчисление и уплата налогов
- 3.2.3. Налогоплательщики
- 3.2.4. Объект налогообложения и налоговая база
- 3.2.5. Порядок и сроки уплаты единого налога
- 3.2.6. Зачисление сумм единого налога
- 3.3. Порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей
- Глава 4. Отчетность малых предприятий
- 4.2. Нормативное регулирование при предоставлении упрощенной отчетности