Глава 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СУЩЕСТВОВАНИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Гражданский кодекс РФ ввел в законодательство принцип замкнутого, ограниченного перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и участвовать в гражданском обороте только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом.
Для коммерческих организаций, каковыми являются и малые пред приятия, перечень организационно-правовых форм предусмотрен п. 2 ст. 50 ГК РФ. Согласно указанному пункту юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Различные формы юридических лиц во многом отличаются друг от друга. Поэтому перед учредителями малых предприятий, как правило, возникает весьма нелегкая для решения задача — выбрать именно ту форму своего предприятия, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.
Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.
В соответствии со ст. З Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
— в промышленности — 100 человек;
— в строительстве — 100 человек;
— на транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве — 60 человек;
— в научно-технической сфере — 60 человек;
— в оптовой торговле — 50 человек;
— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Основным документом, определяющим систему учета для малых предприятий, являются «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (далее — Типовые рекомендации), утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н.
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства разработаны в соответствии с Федеральным законом «0 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций) (далее — малые предприятия).
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «0 бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 30.06.2003 г.), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. Ю 34н (с изменениями и дополнениями от 24.03.2000 г.), положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также настоящими Типовыми рекомендациями.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.
Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
- Учет на предприятиях малого бизнеса содержание
- Глава 1. Общие положения. Особенности бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
- Глава 2. Простая форма бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных операций
- Глава 4. Отчет малых предприятий
- Введение
- Глава 1.
- 1.2. Документирование хозяйственных операций на малом предприятии
- 1.3. Формы ведения вухгалтерского учета на малом предприятии
- 1.4. Организация бухгалтерского учета на малом предприятии
- 1.5. Порядок применения рабочего плана счетов бухгалтерского учета
- 1.6. Порядок определения льгот при учете
- Глава 2. Простая форма бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных операций
- 2.1. Простая форма бухгалтерского учета на малом предприятии
- 2.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия
- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (в-1)
- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также ндс, уплаченного по ценностям (в-2)
- Ведомость учета затрат на производство (в-з)
- Ведомости учета денежных средств и фондов (в-4)
- Ведомости учета расчетов и прочих операций (в-5)
- Ведомость учета реализации (в-6 оплата) и учета расчетов и прочих операций (в-6 отгрузка)
- Ведомость учета расчетов с поставщиками (в-7)
- Ведомость учета оплаты труда (в-8)
- Глава з.
- 3.1.1. Субъекты с правом пользования упрощенной системой налогообложения
- 3.1.2. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
- 3.1.3. Определение объекта налогообложения
- 3.1.4. Порядок определения доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения
- 3.1.5. Налоговая база
- 3.1.6. Уплата минимального налога
- 3.1.7. Перенос убытка или части убытка на следующие налоговые периоды
- 3.1.8. Налоговый период. Отчетный период
- 3.1.9. Налоговые ставки
- 3.1.10. Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей
- 3.1.11. Налоговая декларация
- 3.1.12. Налоговый учет
- 3.1.13. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения
- 3.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 3.2.1. Основные понятия
- 3.2.2. Исчисление и уплата налогов
- 3.2.3. Налогоплательщики
- 3.2.4. Объект налогообложения и налоговая база
- 3.2.5. Порядок и сроки уплаты единого налога
- 3.2.6. Зачисление сумм единого налога
- 3.3. Порядок учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей
- Глава 4. Отчетность малых предприятий
- 4.2. Нормативное регулирование при предоставлении упрощенной отчетности