logo
УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1. Простая форма бухгалтерского учета на малом предприятии

Если упрощенная форма бухгалтерского учета рекомендуется малым предприятиям, использующим простой технологический процесс производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также имеющим незначительное количество хозяйственных операций — не более 100 в месяц, то малые предприятия, совершающие не более тридцати хозяйственных операций в месяц и не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем — Книга) по форме № К-1, которая предложена Типовыми рекомендациями.

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по налогу на доходы с физических лиц с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя мало- го предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Началом записей является регистрация остатков (сальдо) на начало отчетного периода — года (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. Затем в графе З «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге в графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и. источников их приобретения. Предварительно документ должен обрабатываться бухгалтером с указанием проводки (корреспонденции счетов). Следует напомнить, что к учету принимаются только правильно оформленные документы.

В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты на производство — дебет» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По окончании месяца после отражения всех хозяйственных операций выявляется финансовый результат хозяйственной деятельности малого предприятия, для этого по данным дебета счета 20 «Основное производство» подсчитывается итог расходов (дебетовый оборот), направленных на изготовление продукции (работ, услуг), т. е. определяется фактическая себестоимость произведенной продукции. Данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Продажи» с отражением, соответственно, в графах Книги «Затраты на производство — кредит» и «Реализация — дебет», при этом в графе З Книги «Содержание операции» делается запись «Списаны затраты на производство реализованной продукции». Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация — кредит», и оборотом по графе «Реализация — дебет».

Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой: в графе З делается запись «Финансовый результат за месяц»; в графах «Сумма», «Реализация — дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование — кредит» или «Реализация — кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ее использование — дебет» показывается сумма финансового результата за месяц. По окончании месяца в книге подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов. Они должны быть равны не только между собой, но и итогу по графе 4 «Сумма».

Заключительный этап работы бухгалтера состоит в выведении сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца.