31.Виды цен, структура цены.
По характеру обслуживаемого оборота: - оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом); - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам; - розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению; - сметная стоимость — цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения); - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы).
По степени регулирования: - свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка; - фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне; - регулируемые цены — цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какиелибо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некоторых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен; - гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием. В России с 1995 г. введены в дей-.ствие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональный фонды), в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных; - рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции; такая практика имеет место в некоторых западных странах. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые; - залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен. Например, они защищают фермеров в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.
По времени действия: - твердые {постоянные) цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»; - текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка; - скользящие цены устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления. В договоре устанавливаются исходная цена И порядок внесения поправок в случае изменения ценообразующнх факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится; этот предел называется лимитом скольжения. Например, цена может быть пересмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре; - сезонные цены действуют в течение определен ного периода времени; - ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале. По формам продаж: - контрактные {договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон; - биржевые котировки — уровни цен товаров, реализуемых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандартизированные товары; - цены ярмарок и выставок (часто льготные); - аукционные цены отражают ход продаж на аукционе; могут быть открытые аукционные торги и тендерные; - трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.
По степени обоснованности: - базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия; они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами; - справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию пли при анализе уровней и соотношений цен; - прейскурантные цены представляют собой вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов; - расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам; - фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной/цене. По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов: - цена-нетто —цена на месте купли-продажи; - цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки). Цены зависят от вида «франко» определяющего, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза: покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы. Например, «франко-вагон отправления» означает, что продавец берет на себе все транспортные расходы по доставке товара к железнодорожной станции и погрузке в вагон, а покупатель оплачивает перевозку по железной дороге и дальнейшие транспортные расходы; , • единая цена формируется для всех покупателей независимо от места их расположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
32.Спрос. Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
доходы потребителей;
вкусы и предпочтения потребителей;
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
информация о товаре;
время, затраченное на потребление
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается взаконе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.
Факторы, оказывающие влияние на предложения:
изменение цен на факторы производства;
технический прогресс;
сезонные изменения;
налоги и субсидии;
ожидания производителей;
изменение цен на сопутствующие товары
Равнове́сная цена или сбалансированная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:
цена, при которой спрос и предложение равны;
цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
- Экономика сельского хозяйства
- 1.Сельское хозяйство — главная сфера апк. Его значение в экономике, особенности с/х производства.
- 2.Предмет, объект и задачи науки «Экономика сельского хозяйства», её связь с другими науками.
- 3.Методы экономических исследований и экономические показатели
- 6.Особенности земли как главного средства производства.
- 7.Государственный земельный кадастр, его состав.
- 9.Понятие труда. Рынок труда в сельском хозяйстве. Цена труда.
- 10.Понятие трудовых ресурсов. Показатели обеспеченности трудовыми ресурсами на уровне предприятия.
- 11.Понятие труда. Рынок труда в сельском хозяйстве. Цена труда.
- 12. Цена рабочей силы, её составляющие.
- 13.Показатели использования трудовых ресурсов.
- 14.Капитал и имущество предприятия, сущность, классификация.
- Физический капитал
- Денежный капитал
- Финансовый капитал
- 15.Основные средства, виды их оценки.
- 16. Амортизационные отчисления, формула расчёта,способы начисления амортизации виды износа основных средств.
- 17. Понятие и состав оборотных средств.
- 18.Характеристика, особенности и состав оборотных средств.
- 20.Показатели использования основных и оборотных средств. Х-ка показателей эффективности.
- 21.Пути рационального использования основных и оборотных средств.
- 24. Поведение издержек при их распределении.
- 25.Состав затрат и структура себестоимости продукции. Состав затрат, образующих себестоимость продукции
- Структура себестоимости по статьям калькуляции
- Структура себестоимости по элементам затрат
- 26.Себестоимость сельскохозяйственной продукции её виды и классиф затрат
- 27. Методика исчисления себестоимости, способы расчёта.
- 28. Понятие оптимальной, предельной интенсивности издержек, пути их снижения.
- 29.Цены,принципы ценообразования.
- Ценообразующие факторы в современных условиях рынка
- Концепции ценообразования
- Затратный подход
- Пассивное ценообразование
- 30.Способы определения базовой цены.
- 31.Виды цен, структура цены.
- 33.Сущность эффективности производства. Понятия «эффект» и «экономическая эффективность», их сущность и отличительные особенности.
- 35.Факторы эффективности производства.
- Организация сельскохозяйственного производства
- 1.Предмет,объект и задачи н.«Организация с/х пр-ва»
- 10.Понятие некоммерческой деятельности. Х-ка предприятий, относящихся к группе некоммерческих.
- 11.Понятие и классификация прогнозов, методы прогнозирования.
- 12. Сущность и осн.Принципы планирования
- 13.Особенности планирования в условиях рыночных отношений. Индикативное планирование.
- 14.Система внутрихозяйственных планов. Х-ка плана организационно-хозяйственного устройства предприятия.
- 15.Бизнес-план.
- 16.Понятие, виды и специализация в с/х
- 17.Понятие отрасли. Классификация отраслей с/х, принципы рационального сочетания.
- 18.Сущность эффективности производства. Понятия «эффект» и «экономическая эффективность», их сущность и отличительные особенности.
- Практика
- 1.Методика составления плана воспроизводства крс
- 9. Калькуляция. Методы калькулирования себестоимости.