logo
экономика и организация

12. Цена рабочей силы, её составляющие.

Труд-целесообр-ая деят-ть чел,в проц-се кот созд-ся матер-ые и дух-ые ценности.

Главной опред-й особ-тью рын-й экон-ки явл-ся наличие своб-го рынка труда=>каждый продает свою раб силу по личному усмотрению(товар-раб сила).

Цена труда-ставка з/п (цена спроса на труд=реальная з/п)

Реальная з/п-кол-во товаров и услуг,кот можно преобрести на намин-ую з/п

Намин з/п-сумма денег,полкуч-ая за час,день,мес(хар-т покупат-ую спос-ть намин-й з/п)

Поскольку рабочая сила является товаром, то как и любой другой товар, она требует общественно необходимых затрат на свое воспроизводство в определенных общественных условиях. Минимальная граница этих затрат определяется стоимостью жизненных благ, которые физически необходимы рабочему для поддержки жизни и восстановления трудоспособности. В то же время, воспроизводство рабочей силы требует больших затрат, нежели для создания физически необходимых рабочему жизненных средств по следующим причинам:

- во-первых, работник не вечный и воспроизводство рабочей силы должно включать затраты на содержание членов его семьи;

- во-вторых, для выполнения более сложной работы, работник должен иметь необходимый уровень образования и квалификации, что требует дополнительных затрат на рабочую силу;

- в-третьих, в отличие от другого товара, рабочая сила исторически развивается, потребности работника возрастают вследствие научно-технического прогресса [11;с.62].

Таким образом, специфика стоимости товара «рабочая сила» состоит в том, что ее величина определяется не только общественно необходимыми затратами на ее воспроизводство (это общая черта товара «рабочая сила» с другими товарами), но и во-первых, необходимостью воспроизводства семьи работника. Во-вторых, эта специфичность состоит в том, что в стоимость рабочей силы входит моральный, исторический и социальный элементы.