logo search
Конспект лекций по экономике

Характерные черты типов конкуренции

Характерная

Совершенная

Несовершенная конкуренция

черта

конкуренция

Монополистиче­ская

Олигополия

Чистая моно­полия

Число фирм

Очень много

Много мелких фирм

Несколько (3-5 фирм)

Одна

Тип продукта

Стандар­тизированный

Диффе­ренциро­ванный

Стандартизированный или дифференци­рованный

Уникальный, нет заменителей

Контроль над ценой

Отсут­ствует

Некоторый, но в узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре

Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену

Условия вхождения в отрасль нет

Очень лег­кие, препятствий

Сравнительно легкие

Существенные препятствия

Нет вхождения

Пример отраслей

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производ­ство одежды, обуви, аптеки, рестораны

Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, ин­вентаря и др.

Местные пред­приятия коммунального хозяйства

  1. высокое качество продукции;

  2. препятствие к завышению цен. Негативные явления конкуренции:

  1. разорение многих субъектов рыночной экономики;

  2. анархия и кризис производства;

  3. чрезмерная эксплуатация ресурсов;

  4. экологические нарушения.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются различные методы конкурентной борьбы:

  1. ценовая конкуренция. Производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства;

  2. неценовая конкуренция. Повышение технического уровня, качества продукции, создание товаров-заменителей, сервисное обслуживание, реклама и т.д.