logo search
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ / Концепция ценообразования

1. Ценообразование

Государственную политику в области ценообразования в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь. Реализация государственной политики в области ценообразования в соответствии с законодательством осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Министерством экономики, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Координация деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования и решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования реализуется через Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

Правовые основы ценообразования определены Законами Республики Беларусь от 10 мая 1999 года "О ценообразовании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 37, 2/30), от 10 декабря 1992 года "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 36, ст. 569), от 16 декабря 2002 года "О естественных монополиях" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 1, 2/911), Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 40, 1/371), постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства экономики, других министерств, местных исполнительных и распорядительных органов.

В целом в качестве положительных изменений, произошедших за период действия Концепции, принятой в 1999 году, можно отметить следующие:

значительно снижены темпы роста потребительских цен (с 351 процента в 1999 году до 114,4 процента в 2004 году);

отпала необходимость учета в ценообразовании множественности курсов национальной валюты;

произошло укрепление белорусского рубля, что связано с динамичным развитием национальной экономики;

осуществлены меры по сокращению объемов перекрестного субсидирования по газу и электроэнергии;

произошло значительное сокращение объема бартера, снизилась острота проблемы ценообразования на продукцию, поставляемую по товарообменным операциям;

возросла конкуренция на внутреннем рынке товаров и услуг, что благоприятно сказалось на ценовой ситуации в стране;

сформированы организационные и институциональные основы, позволяющие стабилизировать ценовые процессы в республике.

Вместе с тем в сфере ценообразования имеется ряд проблемных вопросов:

достаточно высоким остается уровень инфляции (в 2004 году самый высокий среди стран СНГ);

опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;

высокий уровень субсидирования жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта;

наличие меж- и внутриотраслевых перекосов в ценах на отдельные товары и услуги;

недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего ее снижение;

недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;

большое количество принимаемых республиканскими органами государственного управления нормативных правовых актов, имеющих ограниченный срок действия;

отсутствие действенного контроля за потребительскими ценами со стороны общественных организаций;

несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам.

С учетом новых тенденций и существующих проблем возникла необходимость уточнить подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений.