4. Доходы и расходы Федерального бюджета России.
Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Доходы бюджета возникают в результате распределения стоимости ВВП. Главный их материальный источник – национальный доход.
Виды доходов бюджета:
1. Налоги - обеспечивающие преобладающую долю бюджета. К налоговым доходам относятся поступления различных видов налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 90% общей суммы платежей.
2. Следующий по своему финансовому значению доход бюджета – государственные кредиты в форме займов. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.
3. Неналоговые доходы – в соответствии с БК РФ к ним относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности;
2) доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями (консульский сбор, плата за оформление паспорта и др.);
3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
4) финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия.
По принадлежности доходы бюджета группируются на собственные и регулирующие. Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью и частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся налоговые поступления и неналоговые доходы (кроме финансовой помощи). Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации РФ» существуют множество классификаций бюджетных расходов.
В зависимости от экономического содержания расходы классифицируются:
1. Текущие расходы бюджета - представляют собой часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельными отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенции. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. В основном эти расходы соответствуют затратам, отраженным в бюджете текущих расходов.
2. Капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество.
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:
1) получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности их использования;
2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели;
3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в бюджет;
5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.
5. Бюджетная система РФ.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.
В бюджетную систему РФ включаются федеральный бюджет, бюджеты республик в составе Российской Федерации, краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, сельских районов, городов, районов в городах, поселков и сельских населенных пунктов. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.
Бюджетная система России включает три звена: федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Существует «нетто-бюджет», в который включены три уровня бюджетов, и «брутто-бюджет», состоящий из «нетто-бюджета» и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ:
1. единства - означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных, бюджетов.;
2. разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы - состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;
3. самостоятельности бюджетов – обеспечивается наличием собственных источников доходов в каждом бюджете и правом соответствующего бюджета определять направления их использования;
4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов - означает, что все они подлежат отражению в бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме;
5. сбалансированности бюджета – означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений, из источников финансирования его дефицита;
6. эффективности и экономности использования бюджетных средств - состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов при использовании наименьшего объема средств или наилучшего итога с применением определенного бюджетом объема средств. ;
7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов - заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
8. гласности – означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
9. достоверности бюджета - означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета;
10. адресности и целевого характера бюджетных средств - состоит в том, что их выделяют в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей и программ;
11. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными бюджетным кодексом.
Из всех перечисленных только принципы единства, самостоятельности, разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы можно отнести собственно к принципам ее построения. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое, а остальные принципы при всей их важности – задачи, условия и требования к ее функционированию.
6. Бюджетный процесс в РФ.
Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. (БК РФ)
<Бюджетный процесс – совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении>
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, органы законодательной, представительной и исполнительной власти, ЦБ РФ, Федеральное Казначейство, государственные внебюджетные фонды и др.
Годовой бюджет РФ составляется на один финансовый год, начинающийся с 1 января и заканчивающийся 31 декабря.
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
1. составление проектов бюджетов – осуществляет Министерство Финансов РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе бюджетного послания Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории и основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
2. рассмотрение и утверждение проектов бюджетов – Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 1 октября текущего года. ГД рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях. Принятый ГД федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
3. исполнение бюджетов – Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
4. контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.
7. Внебюджетные фонды государства, их характеристика.
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
4. Фонд занятости
5. др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40.
Доходы внебюджетных фондов включают: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом; займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков; другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами, одним словом, так называемые страховые взносы.
Пенсионный фонд Российской Федерации - образован в 1990 г. Это самый крупный внебюджетный фонд — на его долю приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Основной задачей Пенсионного фонда РФ является аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством. Пенсионный фонд используется для осуществления выплат: пенсий по возрасту и инвалидности; по потере кормильца; за выслугу лет военнослужащим; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.
Государственный фонд социального страхования (ФСС) призван способствовать материальному обеспечению лиц, которые по каким-либо причинам не участвуют в трудовом процессе. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы, а также на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) он призван обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Финансовые средства в ФФОМС перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, развитие медицинской науки, улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Государственный фонд занятости населения РФ предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения, в том числе оказанием гражданам помощи в трудоустройстве; организацией профессиональной подготовки, переподготовки, переобучения и профориентации незанятого населения, выплатой пособий по безработице, стипендий на период обучения.
<Единый социальный налог отменен с 01.01.2010, вместо него работодатели теперь платят страховые взносы во внебюджетные социальные фонды>
Деньги, кредит, банки.
- 2. Финансовая система рф.
- 3. Управление государственными финансами.
- 4. Доходы и расходы Федерального бюджета России.
- 1. Денежная система России.
- 4. Инфляция и формы ее проявления. Виды и значение денежных реформ.
- 1. Понятие инвестиционного портфеля (типы, принципы и порядок формирования).
- 4. Система финансовых планов (состав, назначение, порядок формирования).
- 5. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
- 6. Отчет о движении денежных средств как источник финансовой информации для финансового менеджера.
- 8. Бизнес-план как инструмент принятия инвестиционных решений, его структура и назначение.
- 9. Инвестиции в форме капитальных вложений. Сущность норматива эффективности капитальных вложений.
- 2. Необходимость, сущность и роль страхования в рыночной экономике.
- 2. Ценные бумаги и их классификация.
- 1. Уровень перспективности развития отрасли оценивается на основе следующих основных показателей и характеристик:
- 2. Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли оценивается на основе следующих коэффициентов:
- 3. Уровень отраслевых инвестиционных рисков оценивается на основе следующих показателей:
- 7. Оценка инвестиционной привлекательности регионов страны.
- 1. Сущность и основные компоненты оборотного капитала.
- 2. Оборачиваемость и методы ускорения оборачиваемости элементов оборотного капитала.
- 3. Классификация затрат по связи с объемами производства, определение порога рентабельности.
- 4. Маржинальный доход и прибыль, определение запаса финансовой прочности.
- 5. Использование левериджа (операционного рычага) в оценке предпринимательского риска и планировании прибыли.
- 6. Управление запасами и их оптимизация.
- 1. Собственный капитал акционерной компании, модели оценки.
- 1. Современные тенденции мирового финансового рынка.
- 2. Купонные инструменты денежного рынка и их оценка.
- 3. Соглашения об обратной покупке (репо) — обращающиеся инструменты.
- 3. Дисконтные инструменты денежного рынка и их оценка.
- 4. Валютный рынок. Сделки «спот».