logo
gos / каратанова / ГОС2

7. Оценка инвестиционной привлекательности регионов страны.

Инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при

разработке инвестиционной стратегии компании.

Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и с наибольшей эффективностью может быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов.

Основные элементы оценки инвестиционной привлекательности регионов страны:

1. Оценка уровня общеэкономического развития региона – характеризуется удельным весом продукции региона в ВВП страны, объемом произведенной промышленностью и с/хозяйством продукции в расчете на душу населения, средним уровнем доходов населения, среднегодовым объемом капитальных вложений в экономику региона.

2. Оценка уровня инвестиционной инфраструктуры в регионе – характеризуется числом подрядных строительных организаций в регионе, объемом местного производства основных строительных материалов, объемом производства энергетических ресурсов в регионе, плотность ж/д путей и автодорог с твердым покрытием в расчете на 100 км2, наличием фондовых и товарных бирж, количеством брокерских контор, осуществляющих операции на РЦБ.

3. Демографическая характеристика региона. Оценка дается по следующим показателям: удельный вес населения региона в общей численности жителей страны, соотношение городских и сельских жителей региона, удельный вес работающего населения в общей численности жителей региона, уровнем квалификации трудоспособности населения.

4. Оценка уровня развития рыночных отношений и коммерческой инфра структуры. Оценка дается по следующим показателям: удельный вес предприятий негосударственной формы собственности в общем количестве предприятий региона, удельный вес продукции негосударственных предприятий в общем объеме промышленной и с/х продукции региона, численность совместных предприятий с иностранными партнерами в регионе, численность банковских учреждений, включая филиалы в регионе, численность страховых компаний, включая представительства на территории региона.

5. Оценка степени безопасности инвестиционной деятельности в регионе. Оценивается по следующим показателям: уровень экономических преступлений в расчете на 100 000 жителей региона, удельный вес незавершенных строительных объектов в общем количестве начатых строек за последние 3 года, удельный вес предприятий с вредными выбросами, превышающими предельно допустимые нормы в общем количестве предприятий региона, средний радиационный фон в городах региона.

Интегральный ранговый показатель инвестиционной привлекательности региона:

РИПр=∑ РЭРi*ЗЭРi

РЭРi – средний ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки региона

ЗЭРi – значимость соответствующего элемента в общей оценке региона.

Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них. В соответствии с этой целью, задачами государственной политики регионального развития является реконструкция старых промышленных регионов; стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств тех регионов, которые имеют для этого наилучшие условия. Реализация этих задач тесно связана с государственной и частной инвестиционной деятельностью.

8. Маркетинговый анализ в управлении инвестициями.

9. Политика реинвестирования капитала и дивидендная политика предприятия.

Дивидендная политика - это механизм формирования доли прибыли, которая выплачивается собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, которая заключается в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Дивидендная политика должна способствовать главной цели финансового менеджмента – максимизации благосостояния собственников предприятия.

Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. Реинвестирование – вложение прибыли, полученной в результате деятельности предприятия, в качестве дополнительных инвестиций на расширение деятельности предприятия либо в иных направлениях (создание резервов по выплату дивидендов в будущем). И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением об объемах и источниках финансирования деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала. Реинвестирование прибыли — одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ предприятий, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов привлечению новых источников финансирования (например, при дополнительной эмиссии акций, получении банковского кредита) и оставляет контроль за деятельностью компании в руках нынешних собственников.

Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций. Другим существенным преимуществом является сохранение сложившейся системы контроля за деятельностью предприятия, поскольку в этом случае количество акционеров практически не меняется. Реинвестирование прибыли - более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. В частности, в этом состоит одна из причин ее широкого распространения.

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, снижает платежеспособность компании. С другой стороны, если акционеры не получают достаточной прибыли на инвестированный капитал и предпочитают избавляться ценных бумаг данного предприятия, падает рыночная стоимость предприятия и нынешними собственниками может быть утрачен контроля над акционерным капиталом.

Краткосрочная финансовая политика