31. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики.
Государственное экономическое программирование считается многими экономистами высшей формой государственного регулирования, которая предполагает использование всех его методов и средств. Программы делятся на обычные и чрезвычайные, которые разрабатываются в период кризисов, массовой безработицы гиперинфляции. Чрезвычайные программы, как правило, носят краткосрочный характер и включают большой удельный вес административных мер. Обычно программы бывают среднесрочными (5 лет), реже долгосрочными (свыше десяти лет) и могут носить либо целевой, либо общенациональный характер. Целевые программы предназначены, чаще всего, для отдельных регионов, отраслей народного хозяйства, например, регионально - энергетическая программа по освоению бассейна реки Тенесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции и др.
Общеэкономическое среднесрочное программирование применяется во Франции, Японии, Нидерландах, Скандинавских странах. Южной Кореи, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции, Кувейте, ряде стран Латинской Америки.
Составление и контроль за программами осуществляет либо специальный государственный орган (Комиссариат по планированию во Франции), либо министерства экономики и финансов страны. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союз предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов.
В практике экономического программирования Японии и Франции были использованы идеи русского ученого В. Леонтьева, в частности знаменитая матрица "затраты-выпуск", которую в нашей экономической литературе принято назвать межотраслевым балансом. Первая построенная В. Леонтьевым таблица межотраслевого баланса США охватывала 44 отрасли. Она детально расшифровывала конечное использование продукта (личное, государственное потребление, инвестиции, экспорт, амортизация, заработная плата и тд.). Для советских читателей В. Леонтьев выглядел принципиальным рыночником, на Западе же его считают апостолом планирования. В теоретической платформе Леонтьева нет противопоставлений рынка и плана, частной предприимчивости и государственного регулирования. Он часто использует сравнение экономики с кораблями. Частная инициатива, как ветер в парусах сообщает экономике свой импульс, планирование же подобно ручью направляет экономику в нужную сторону.
Может быть два подходи к национальной экономической политике: метод проб и ошибок и стратегический плановый подход. Первый подход состоит в том, что предлагается набор различных экономических мер, и, если он не приводит к успеху, предлагается другой набор или третий. Стратегическое планирование. как считает В. Леонтьев, направлено на получение состоянии, в которых экономика может оказаться в результате применения альтернативных вариантов применения различных мер государственною регулирования. Подобного рода стратегическое планирование осуществляться в Японии, которую В. Леонтьев ставит на первое место в использовании межотраслевого баланса. Он считает, что этим во многом объясняется достижения японской экономики.
- 1. Аграрные отношения и земельная рента.
- 2. Формы собственности на землю и землепользование.
- 3. Теории земельной ренты.
- 4.Арендная плата и цена земли. Рынок земли.
- 5. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность.
- 6. Показатели общественного воспроизводства.
- Национальный доход и национальное богатство.
- 7. Теория реализации общественного продукта Карла Маркса.
- 8. «Экономическая таблица» Кенэ.
- 9. Закономерности простого и расширенного воспроизводства.
- 10. Модель «затраты — выпуск» в. Леонтьева.
- 11. Экономический рост – сущность, типы, факторы.
- 12. Закономерности и противоречия экономического роста.
- 13. Темпы и пропорции общественного воспроизводства.
- 14. Теория воспроизводства Дж. Кейнса.
- 15. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара.
- 16. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов.
- 17. Теории циклического развития.
- 18. Особенности современного циклического развития.
- 19. Инфляция, ее сущность и виды.
- 20. Причины инфляции.
- 21. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 22. Безработица, ее сущность и виды..
- 23. Теоретические концепции безработицы.
- 24. Большие циклы Кондратьева
- 25. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
- 26. Государство как субъект экономических отношений.
- 27. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 28. Государственный сектор, тенденции его развития.
- 29. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 30. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики.
- 31. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики.
- 32. Политика экономического роста.
- 33. Государственный бюджет – формирование и использование.
- 34. Денежно-кредитная политика государства.
- 35. Социальная политика государства.
- 36. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования.
- 37. Интернационализация хозяйственной жизни.
- 38. Теоретические концепции международных экономических отношений.
- 39. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития.
- 40. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития.
- 41. Международные валютные отношения.
- 42. Международная финансовая система.
- 43. Сущность и виды глобальных проблем.
- 44. Экономическая политика: цели, методы, реализация.