logo
Шпоры к экзамену по политеку за 2-й семестр

31. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики.

Государственное экономическое программирование считается многими экономистами высшей формой государственного регулирования, которая предполагает использование всех его методов и средств. Программы делятся на обычные и чрезвычайные, которые разрабатываются в период кризисов, массовой безработицы гиперинфляции. Чрезвычайные программы, как правило, носят краткосрочный характер и включают большой удельный вес административных мер. Обычно программы бывают среднесрочными (5 лет), реже долгосрочными (свыше десяти лет) и могут носить либо целевой, либо общенациональный характер. Целевые программы предназначены, чаще всего, для отдельных регионов, отраслей народного хозяйства, например, регионально - энергетическая программа по освоению бассейна реки Тенесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции и др.

Общеэкономическое среднесрочное программирование применяется во Франции, Японии, Нидерландах, Скандинавских странах. Южной Кореи, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции, Кувейте, ряде стран Латинской Америки.

Составление и контроль за программами осуществляет либо специальный государственный орган (Комиссариат по планированию во Франции), либо министерства экономики и финансов страны. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союз предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов.

В практике экономического программирования Японии и Франции были использованы идеи русского ученого В. Леонтьева, в частности знаменитая матрица "затраты-выпуск", которую в нашей экономической литературе принято назвать межотраслевым балансом. Первая построенная В. Леонтьевым таблица межотраслевого баланса США охватывала 44 отрасли. Она детально расшифровывала конечное использование продукта (личное, государственное потребление, инвестиции, экспорт, амортизация, заработная плата и тд.). Для советских читателей В. Леонтьев выглядел принципиальным рыночником, на Западе же его считают апостолом планирования. В теоретической платформе Леонтьева нет противопоставлений рынка и плана, частной предприимчивости и государственного регулирования. Он часто использует сравнение экономики с кораблями. Частная инициатива, как ветер в парусах сообщает экономике свой импульс, планирование же подобно ручью направляет экономику в нужную сторону.

Может быть два подходи к национальной экономической политике: метод проб и ошибок и стратегический плановый подход. Первый подход состоит в том, что предлагается набор различных экономических мер, и, если он не приводит к успеху, предлагается другой набор или третий. Стратегическое планирование. как считает В. Леонтьев, направлено на получение состоянии, в которых экономика может оказаться в результате применения альтернативных вариантов применения различных мер государственною регулирования. Подобного рода стратегическое планирование осуществляться в Японии, которую В. Леонтьев ставит на первое место в использовании межотраслевого баланса. Он считает, что этим во многом объясняется достижения японской экономики.