logo
Шпоры к экзамену по политеку за 2-й семестр

39. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития.

Международная торговля — это обмен товарами и услу­гами между государственно-национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX в. она принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны.

Мировая торговля в современных условиях выступает как результат глубокого международного разделения труда, специализации различных стран на производстве отдель­ных видов товаров в соответствии с уровнем технико-эко­номического развития каждой страны и ее природно-географическими условиями.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффектив­ность экспорта определяется тем, что данная страна выво­зит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотно­шения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в меж­дународном обороте данного товара в целом.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, то есть покупаются изделия с меньшими затра­тами, чем затрачивается на производство данной продук­ции внутри страны. При подсчете эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетво­рения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.

Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнетор­говый товарооборот с зарубежными странами.

Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. На­пример, экспортная квота показывает отношение стоимо­сти экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Объем экспорта на душу населения данной страны харак­теризует степень «открытости» экономики. Экспортный потенциал (экспортные возможности) — это та доля про­дукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).

Рост экспортных заказов означает увеличение занятости и доходов и, следовательно, возрастание спроса через механизм мультипликатора. Вместе с тем увеличение совокупного внутреннего спроса одновременно означает и возрастание спроса на импортные товары. Рост импорта равносилен по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и общий спрос сокращается. Таким образом, чтобы полностью оценить действие мультипликатора внешней торговли, следует учесть не только прирост спроса за счет экспорта, но и его сокращение из-за стимулированного импорта.

В настоящее время в сферу международного обмена включаются достижения научно-технической мысли (тор­говля лицензиями и ноу-хау), на долю которых приходится до 10% общего оборота. Отмечается быстрое развитие торговли технологически сложной продукцией, лицензиями. Если в 1970 г. объем мирового экспорта лицензий составлял 2,4 — 2,7 млрд. долл., то во второй половине 80-х годов эта цифра превысила 17 млрд. долл. в год. К числу объектов международной торговли в настоящее время относятся и такие, как проектные работы, лизинг (долгосрочная аренда оборудования), инжиниринг (суб­подрядные контракты на оказание инженерно-строитель­ных работ) и др. Заметно меняется географическая структура мировой торговли, которая отражает существенные изменения не только в положении отдельных стран в системе междуна­родных экономических отношений, но и в мировом хозяй­стве в целом. Так, в мировой торговле все большую роль играют «новые индустриальные страны» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань), в экспорте которых промыш­ленные товары имеют значительное место, и удельный вес которых в мировом экспорте 1960-1985 гг. вырос более чем в два раза.

Исторически существуют различные формы государст­венной защиты национальных интересов в борьбе на ми­ровых рынках. В XV-XVIII вв., когда одной из основных экономических теорий выступал меркантилизм, государст­во всячески стимулировало экспорт и сдерживало импорт товаров, то есть придерживалось жесткого протекционизма (защиты) собственной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров.

Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнитель­ных издержек Д. Рикардо. Именно Великобритания смогла на этих позициях завоевать новые рынки и выйти на передовые позиции в мировой экономике. Позже и другие страны постепенно встали на позиции фритредерства. Ли­берализация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего мирового сооб­щества, служит источником роста благосостояния государ­ства.

Классическими видами торгового протекционизма явля­ются импортные пошлины, или таможенные тарифы. Под­считано, что они почти всегда снижают уровень благосо­стояния в торгующих странах, в том числе и в той, от которой исходит инициатива введения этих ограничений во внешней торговле.

Протекционизм следует рассматривать как сложное яв­ление современных международных экономических отно­шений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который мож­но направить на социальные программы, снижение нало­гов и т. д. Особенно это относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как один из источ­ников государственных доходов. От 1/4 до 3/5 государст­венного бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспечивается в настоящее время за счет таможен­ных пошлин. Политика протекциониз­ма во многих странах направлена для поддержки новых отраслей, создания дополнительных рабочих мест, защиты национальной безопасности и национального престижа.

Однако следует отметить, что протекционизм в целом приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у производителей снижаются побудительные моти­вы поиска новых технологий, ведущих к снижению издер­жек производства.

Если прежде протекционизм опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после Второй мировой войны значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет и насчи­тывает в настоящее время около 50 различных видов. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К числу нетарифных барьеров можно отнести госу­дарственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления только товарами отечест­венного производства, сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольствен­ные товары и т. п.

Наибольшее распространение в последние годы полу­чил такой вид нетарифного ограничения как импортные квоты, т. е. количественное ограничение объема иностран­ной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает огра­ниченное количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз.

Государственный протекционизм может касаться как импорта, так и экспорта, причем в отношении экспорта чаще используется политика субсидирования, чем налогооб­ложения, хотя субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ рассматривает экспортное субсидирование как «не­честную конкуренцию» и рекомендует странам-импорте­рам данной продукции принимать ответные меры через установление протекционистских «компенсационных по­шлин». Но существует множество путей государственного субсидирования в обход требований ГАТТ, например, пре­доставление низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др.

Среди различных направлений государственного про­текционизма заметное место занимает демпинг, то есть ценовая дискриминация на мировом рынке (см. гл. 7 — о ценовой дискриминации), при которой экспортирующая фирма продает свой продукт на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном. Существует разбой­ничий демпинг, или временное установление низких цен, которые могут быть восстановлены после вытеснения кон­курента с данного рынка. Постоянный демпинг может про­должаться неограниченное время. Данный способ государственной торговой политики осо­бенно часто проявляется в периоды международных эко­номических потрясений, например, в 20-30-е, 70-80-е годы XX века.

Для регулирования отношений между странами в обла­сти внешней торговли созданы международные организа­ции: ГАТТ, ЮНКТАД. ЕАСТ и др. ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле — многосторонний дого­вор, действующий с 1948 г. и содержащий принципы, нормы и правила, на которых основаны торговые отноше­ния его участников. Это крупная международная организация, в рамках которой проходят переговоры, консульта­ции, контакты стран-членов по обсуждению всех проблем внешней торговли. ЕАСТ — европейская ассоциация сво­бодной торговли, существует с I960 г. В нее входят шесть западноевропейских стран с целью создания условий сво­бодной взаимной торговли. ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. В нее входят почти 170 стран, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содей­ствует развитию и регулированию международных эконо­мических отношений.