21. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве — быть объективным информационным сигналом.
Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер. Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему. В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.
Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос — ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).
Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.
Долговременная политика включает в себя, во-первых, задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику, завоевать таким образом доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии.
Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.
В-третьих, мероприятия в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.
В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.
Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.
- 1. Аграрные отношения и земельная рента.
- 2. Формы собственности на землю и землепользование.
- 3. Теории земельной ренты.
- 4.Арендная плата и цена земли. Рынок земли.
- 5. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность.
- 6. Показатели общественного воспроизводства.
- Национальный доход и национальное богатство.
- 7. Теория реализации общественного продукта Карла Маркса.
- 8. «Экономическая таблица» Кенэ.
- 9. Закономерности простого и расширенного воспроизводства.
- 10. Модель «затраты — выпуск» в. Леонтьева.
- 11. Экономический рост – сущность, типы, факторы.
- 12. Закономерности и противоречия экономического роста.
- 13. Темпы и пропорции общественного воспроизводства.
- 14. Теория воспроизводства Дж. Кейнса.
- 15. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара.
- 16. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов.
- 17. Теории циклического развития.
- 18. Особенности современного циклического развития.
- 19. Инфляция, ее сущность и виды.
- 20. Причины инфляции.
- 21. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 22. Безработица, ее сущность и виды..
- 23. Теоретические концепции безработицы.
- 24. Большие циклы Кондратьева
- 25. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
- 26. Государство как субъект экономических отношений.
- 27. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 28. Государственный сектор, тенденции его развития.
- 29. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 30. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики.
- 31. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики.
- 32. Политика экономического роста.
- 33. Государственный бюджет – формирование и использование.
- 34. Денежно-кредитная политика государства.
- 35. Социальная политика государства.
- 36. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования.
- 37. Интернационализация хозяйственной жизни.
- 38. Теоретические концепции международных экономических отношений.
- 39. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития.
- 40. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития.
- 41. Международные валютные отношения.
- 42. Международная финансовая система.
- 43. Сущность и виды глобальных проблем.
- 44. Экономическая политика: цели, методы, реализация.