33. Государственный бюджет – формирование и использование.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.
Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение — государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено — бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.
Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению; на военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в XX столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 фин. годы расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд. долл. до 877,2 млрд. долл.).
К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь — на образование и здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и тд.
Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации, полиции, органов суда и прокуратуры.
Важное место в расходах местных бюджетов занимают также расходы на социально-культурные нужды, объекты здравоохранения, поддержание экологического равновесия.
Доходы государственного бюджета состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего социально-экономического характера. К их числу относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800 подобных фондов.
Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения являются налоги, государственные займы, а также поступления внебюджетных фондов.
- 1. Аграрные отношения и земельная рента.
- 2. Формы собственности на землю и землепользование.
- 3. Теории земельной ренты.
- 4.Арендная плата и цена земли. Рынок земли.
- 5. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность.
- 6. Показатели общественного воспроизводства.
- Национальный доход и национальное богатство.
- 7. Теория реализации общественного продукта Карла Маркса.
- 8. «Экономическая таблица» Кенэ.
- 9. Закономерности простого и расширенного воспроизводства.
- 10. Модель «затраты — выпуск» в. Леонтьева.
- 11. Экономический рост – сущность, типы, факторы.
- 12. Закономерности и противоречия экономического роста.
- 13. Темпы и пропорции общественного воспроизводства.
- 14. Теория воспроизводства Дж. Кейнса.
- 15. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара.
- 16. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов.
- 17. Теории циклического развития.
- 18. Особенности современного циклического развития.
- 19. Инфляция, ее сущность и виды.
- 20. Причины инфляции.
- 21. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 22. Безработица, ее сущность и виды..
- 23. Теоретические концепции безработицы.
- 24. Большие циклы Кондратьева
- 25. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
- 26. Государство как субъект экономических отношений.
- 27. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 28. Государственный сектор, тенденции его развития.
- 29. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 30. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики.
- 31. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики.
- 32. Политика экономического роста.
- 33. Государственный бюджет – формирование и использование.
- 34. Денежно-кредитная политика государства.
- 35. Социальная политика государства.
- 36. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования.
- 37. Интернационализация хозяйственной жизни.
- 38. Теоретические концепции международных экономических отношений.
- 39. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития.
- 40. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития.
- 41. Международные валютные отношения.
- 42. Международная финансовая система.
- 43. Сущность и виды глобальных проблем.
- 44. Экономическая политика: цели, методы, реализация.