38. Переменные и постоянные издержки производства.
Наиболее важной и используемой для целей планирования и контроля является классификация издержек по типу "поведения" затрат в зависимости от изменения объема производства или от уровня деловой активности компании. Рост или снижение объема производства вызывает соответствующий рост или снижение уровня определенных затрат. При этом другие затраты остаются неизменными.
Переменными называются затраты, которые варьируются с изменением объемов деятельности. Эти затраты могут зависеть от продолжительности труда, вида и класса обслуживания, стоимости питания, а также стоимости гостиничного обслуживания, от числа туристов и т. п.
Затраты относятся к переменным, если их величина зависит от объема оказанных услуг. Переменные затраты по своим абсолютным размерам в зависимости от объема оказанных услуг могут как возрастать (при увеличении продолжительности тура увеличиваются расходы на питание туристов), так и уменьшаться (при увеличении продолжительности тура расходы по гостиничному обслуживанию сокращаются). Один из интересных аспектов поведения переменных расходов заключается в том, что эти издержки постоянны в расчете на единицу продукции, услуги. Хотя и здесь есть одна тонкость, связанная с системой скидок с цены услуг при групповом туризме, однако поведение переменных затрат на единицу продукции, услуги не изменяется - возрастает или снижается лишь их уровень на единицу продукции, услуги.
Данные о переменных затратах используются для установления трансфертных цен.
Трансфертная цена- это цена на продукцию или услуги, оказываемые одним подразделением (сегментом) крупной децентрализованной организации другому подразделению той же организации. Эти цены часто рассматриваются как заменитель рыночной цены во внутренних операциях компаний, включающих по крайней мере один центр прибыли или центр инвестиций.
Переменные расходы включают те расходы, которые сразу относятся на счет 20 "Основное производство" или списываются в конце отчетного периода на счет 20 со счета 25 "Общепроизводственные расходы", на котором они накапливались в течение месяца.
Постоянные затраты- это расходы, относительно стабильные (изменяются незначительно) при колебаниях объемов производства, услуг (например, амортизационные отчисления, арендная плата и т. п.).
Постоянные затраты на единицу услуг изменяются обратно пропорционально изменению объема оказанных услуг. Эти затраты в бухгалтерском учете включают в себя общехозяйственные расходы, в течение месяца накапливающиеся на одноименном счете. В зависимости от способа учета затрат они могут списываться в конце месяца на счет 20 "Основное производство", на котором формируется себестоимость турпродукта, или, минуя счет 20, сразу списываются на реализацию услуг. В последнем случае на величину постоянных (общехозяйственных) расходов в полном объеме уменьшается валовая выручка от реализации услуг.
Важным аспектом анализа постоянных расходов является их деление на полезные и бесполезные (холостые), которое связано со скачкообразным изменением большинства производственных ресурсов.
Таким образом, постоянные затраты можно представить как сумму затрат - полезных и бесполезных, не используемых в производственном процессе:
Zconst = Zполезные + Zбесполезные
При делении затрат на постоянные и переменные необходимо учитывать тот факт, что затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существует большое количество затрат, которые в определенной ситуации по принятию решения являются переменными, а в другой - могут быть постоянными.
Бессмысленно делить расходы на постоянные и переменные по их сущности в абстрактной форме, ибо истина всегда конкретна.
На характер поведения затрат (переменный или постоянный) влияют следующие факторы:
1. фактор времени, т. е. длительность рассматриваемого периода; так, в длительном периоде времени все затраты становятся переменными;
2. производственная ситуация, в которой принимаются решения. Например, предприятие выплачивает проценты на заемный капитал, эти проценты в обычной ситуации относят к постоянным затратам, так как их величина не зависит от объема услуг. Эти же проценты становятся переменными, когда меняется производственная ситуация для принятия решения (например, в случае закрытия предприятия);
3. недостаточная делимость производственных факторов. Следствием данного фактора является то обстоятельство, что многие затраты возрастают с увеличением объемов оказания услуг не постепенно, а скачкообразно, ступенчато. Эти затраты постоянны для определенного ряда показателей объема производства, затем они резко повышаются и снова остаются постоянными для определенного интервала . Примерами такой скачкообразности являются расходы на содержание административно-управленческого персонала, а также расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
Переменный характер затрат хорошо виден на длительных интервалах; внутри каждого интервала сильнее проявляется их постоянный характер.
Ошибки, возникающие из-за условности и относительности деления затрат на постоянные и переменные, значительно меньше, чем информационные потери, которые можно понести, игнорируя его. Общая сумма всех постоянных и всех переменных издержек образует валовые издержки.
Как видно из графика, валовые и переменные издержки отстоят друг от друга всегда на одну и ту же величину постоянных затрат.
Поскольку рост объема оказания услуг связан с увеличением валовых издержек, кривая валовых издержек имеет "восходящий" характер при любых значениях объема услуг.
- 1. Понятие, признаки и задачи предприятия.
- 2. Классификация предприятий.
- 3. Производственная структура предприятия.
- 4. Пути совершенствования производственной структуры предприятия.
- 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 6. Сущность и эволюция предпринимательства.
- 7. Виды и формы предпринимательства.
- 8. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации.
- 9. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны.
- 10. Понятие продукции и услуг.
- 11. Понятие и показатели качества продукции.
- 12. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения.
- 13. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
- 14. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.
- 15. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства.
- 16. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства.
- 17. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии.
- 18. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов.
- 19. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии.
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- 20. Понятие, классификация и структура оборотных средств.
- 21. Нормирование оборотных средств.
- 22. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
- 23. Рынок труда.
- 24. Состав и структура персонала предприятия.
- 25. Управление персоналом предприятия.
- 26. Организация и нормирование труда.
- 27. Сущность, функции и принципы заработной платы.
- 28. Тарифная система и ее элементы.
- 29. Формы и системы заработной платы.
- 30. Особые условия оплаты труда и премирования работников.
- 31. Регулирование заработной платы.
- 32. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов.
- 33. Производственная программа и мощность .
- 34. Подготовка нового производства .
- 35. Бизнес-план предприятия.
- 36. Сущность и виды издержек.
- 37. Классификация затрат.
- 38. Переменные и постоянные издержки производства.
- 39. Смета затрат и калькулирование себестоимости продукции.
- 40. Сущность прибыли и ее структура.
- 41. Источники формирования и направления использования прибыли.
- 42. Критический объем производства.
- 43. Сущность экономической эффективности производства.
- 44. Оценка эффективности и состояния баланса.
- 45. Сущность и функции цены как экономической категории.
- 46. Система цен и их классификация.
- 47. Факторы, влияющие на уровень цен.
- 48. Понятие и классификация инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия.
- 49. Экономическая эффективность инвестиционных проектов.
- 50. Понятие и классификация инноваций.
- 51. Сущность стратегии предприятия. Экономическая и функциональная стратегии.
- 52. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.
- 53. Ценовая политика на различных рынках.
- 54. Повышение качества конкурентоспособности как стратегия устойчивого развития предприятия.
- 55. Сущность управления и его функции.
- 56. Организационная структура управления предприятием.
- 57. Принятие управленческих решений на предприятии.
- 58. Основные направления совершенствования управления предприятием.
- 59. Производственный процесс и его структура.
- 60. Производственный цикл: понятие, структура и факторы, определяющие его длительность.
- 61. Типы, формы и методы организации производства.
- 62. Понятие и функции маркетинга.
- 63. Маркетинг предприятия.
- 64. Система маркетинга как фактор повышения устойчивости и адаптации предприятий к рынку.
- 65. Определение, задачи и принципы логистики.
- 66. Организация построения логистических систем.
- 67. Основные логистические концепции и системы
- 68. Понятие качества продукции.
- 69. Система показателей качества продукции.
- 70. Управление качеством.
- 71. Статистические методы контроля и управления качеством продукции.
- 72. Риски предприятий: их виды и особенности.
- 73. Управление рисками и их предупреждение.
- 74. Обеспечение страховой защиты рисков предприятий.
- 75. Сущность договора, его виды.
- 76. Заключение, изменение и расторжение договора.
- 77. Экономические споры и их разрешение.
- 78. Сущность банкротства и антикризисного управления.
- 79. Основные факторы банкротства предприятий.
- 80. Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства.