logo
Экономика организации

69. Система показателей качества продукции.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно.

Показатели качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Оценивать качество продукции можно по совокупности показателей, имеющих к нему прямое отношение и определенных в соответствии с назначением товара. Показатели качества продукции носят относительный характер, т. к. определенные и планируемые потребности с течением времени меняются: например, когда—то эта продукция удовлетворяла потребителя, а сейчас является для него ненужной и нежеланной.

Квалиметрия – наука о методах количественной оценки качества продукции.

Выбор показателей качества определяет номенклатуру количественных характеристик признаков продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества изделий.

Обоснование выбора перечня показателей качества совершается с учетом:

    1. назначения и условий эксплуатации продукции;

    2. изучения потребностей покупателей;

    3. задач управления качеством продукции;

    4. первостепенных требований к показателям качества;

    5. состава и системы характеризуемых признаков. Основные ориентации установления состава и системы характеризуемых признаков отражает классификация показателей, используемых при оценке уровня качества продукции.

По характеризуемым признакам показатели подразделяют на единичные и комплексные.

Единичные показатели – показатели, которые характеризуют какое—то одно свойство или качество продукта.

Комплексные показатели подразделяют на:

  1. обобщенные – показатели, которые характеризуют наиболее значительную совокупность свойств, по которой оценивают качество;

  2. интегральные – показатели, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных расходов использования;

  3. индексные – показатели, которые отражают соотношение качества разнородной продукции. Они могут быть выражены в натуральных единицах (килограммах, метрах, литрах), в стоимостных единицах.

По применению выделяют абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные – показатели, выражающиеся в натуральных и стоимостных единицах.

Относительные – показатели, характеризующие качества по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом.

В зависимости от стадии определения показатели качества делятся на:

    1. прогнозируемые;

    2. производственные;

    3. проектные;

    4. эксплуатационные.

По элементам бизнес—процесса показатели качества делятся на:

    1. информационные – связаны с получением, переработкой и передачей информации;

    2. материальные – включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов;

    3. технико—технологические – связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием;

    4. трудовые – показывают уровень подготовки персонала в сфере качества;

    5. организационные – отражают применение прогрессивных методов организации производства.

Показатели качества должны соответствовать следующим требованиям:

    1. содействовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям и запросам населения;

    2. содействовать планомерному росту эффективности производства;

    3. быть устойчивыми и стабильными;

    4. характеризовать все признаки продукции, определяющие ее качество и пригодность;

    5. учитывать современные достижения науки и техники и тенденции технического прогресса в сферах народного хозяйства.

Порядок выбора перечня показателей качества продукции предполагает установление:

  1. вида группы продукции;

  2. цели использования перечня показателей качества продукции;

  3. исходной номенклатуры групп показателей качества;

  4. способа выбора номенклатуры показателей качества.