59. Производственный процесс и его структура.
Производственный процесс — совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих условия труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.
для многих отраслей промышленности характерны сложныепредметы труда, что вызывает расчлененность процессов их изготовления и высокие требования к их качеству и взаимозаменяемости.
По своему назначению и роли в производстве процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. К основным относят процессы изготовления изделий, составляющих программу выпуска и соответствующих специализации предприятия. Совокупность основных производственных процессов образует основное производство. Так для машиностроительных предприятий основное производство состоит из трех стадий: заготовительной, обрабатывающей и сборочной. В заготовительной стадии, производства протекают процессы получения литых, кованых, штампованных, сварных и др. заготовок деталей машин; в обрабатывающей — процессы механической, термической, химической и др. обработки; в сборочной, заключительной стадии, процессы сборки механизмов, узлов и машин, их испытание, консервация и упаковка для отправления потребителям. При производстве сложных изделий последние выполняются в специальных цехах.
К вспомогательным обычно относят процессы, связанные с изготовлением продукции, которая, как правило, потребляется на предприятии в основном производстве. Это изготовление инструмента, штампов, моделей и прочей технологической оснастки, обслуживание и ремонт оборудования, выработка всех видов энергии, тары и пр. Совокупность вспомогательных процессов образует вспомогательное производство предприятия: инструментальное, энергетическое, ремонтное и т. п. Задачей вспомогательного производства является качественное и своевременное обеспечение всеми средствами технического оснащения и энергоносителей, повышение технического уровня основного производства.
К обслуживающим процессам обычно относят процессы, связанные с оказанием услуг основному производству: транспортировка, складирование и выдача всех материалов и полуфабрикатов в производство, накопление и механизированная обработка научно-технической информации, процессы лабораторных испытаний и анализа материалов, полуфабрикатов; контроль точности приборов, инструмента, применяемого в основных и вспомогательных процессах и др. Совокупность обслуживающих процессов образует обслуживающие хозяйства: транспортное, складское и др., обеспечивающие бесперебойную работу основного и вспомогательного производства. В результате этих процессов не создается продукция, а только выполняются услуги.
Состав и взаимосвязи основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образуют структуру производственного процесса.
Каждая из технологически и организационно обособленных частей процесса производства образует частичный процесс, локализующийся в виде цеха, участка.
В организационном отношении как основные, так и вспомогательные процессы могут быть разделены на простые и сложные. Простыми называются процессы изготовления простых предметов труда, а также отдельно взятые сборочные процессы, например, изготовление детали, сборка механизма, машины и т. п. Сложный процесс представляет собой совокупность координированных во времени простых процессов. Это весь процесс изготовления машины, установки и ее испытания.
- 1. Понятие, признаки и задачи предприятия.
- 2. Классификация предприятий.
- 3. Производственная структура предприятия.
- 4. Пути совершенствования производственной структуры предприятия.
- 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 6. Сущность и эволюция предпринимательства.
- 7. Виды и формы предпринимательства.
- 8. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации.
- 9. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны.
- 10. Понятие продукции и услуг.
- 11. Понятие и показатели качества продукции.
- 12. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения.
- 13. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
- 14. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.
- 15. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства.
- 16. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства.
- 17. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии.
- 18. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов.
- 19. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии.
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- 20. Понятие, классификация и структура оборотных средств.
- 21. Нормирование оборотных средств.
- 22. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
- 23. Рынок труда.
- 24. Состав и структура персонала предприятия.
- 25. Управление персоналом предприятия.
- 26. Организация и нормирование труда.
- 27. Сущность, функции и принципы заработной платы.
- 28. Тарифная система и ее элементы.
- 29. Формы и системы заработной платы.
- 30. Особые условия оплаты труда и премирования работников.
- 31. Регулирование заработной платы.
- 32. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов.
- 33. Производственная программа и мощность .
- 34. Подготовка нового производства .
- 35. Бизнес-план предприятия.
- 36. Сущность и виды издержек.
- 37. Классификация затрат.
- 38. Переменные и постоянные издержки производства.
- 39. Смета затрат и калькулирование себестоимости продукции.
- 40. Сущность прибыли и ее структура.
- 41. Источники формирования и направления использования прибыли.
- 42. Критический объем производства.
- 43. Сущность экономической эффективности производства.
- 44. Оценка эффективности и состояния баланса.
- 45. Сущность и функции цены как экономической категории.
- 46. Система цен и их классификация.
- 47. Факторы, влияющие на уровень цен.
- 48. Понятие и классификация инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия.
- 49. Экономическая эффективность инвестиционных проектов.
- 50. Понятие и классификация инноваций.
- 51. Сущность стратегии предприятия. Экономическая и функциональная стратегии.
- 52. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.
- 53. Ценовая политика на различных рынках.
- 54. Повышение качества конкурентоспособности как стратегия устойчивого развития предприятия.
- 55. Сущность управления и его функции.
- 56. Организационная структура управления предприятием.
- 57. Принятие управленческих решений на предприятии.
- 58. Основные направления совершенствования управления предприятием.
- 59. Производственный процесс и его структура.
- 60. Производственный цикл: понятие, структура и факторы, определяющие его длительность.
- 61. Типы, формы и методы организации производства.
- 62. Понятие и функции маркетинга.
- 63. Маркетинг предприятия.
- 64. Система маркетинга как фактор повышения устойчивости и адаптации предприятий к рынку.
- 65. Определение, задачи и принципы логистики.
- 66. Организация построения логистических систем.
- 67. Основные логистические концепции и системы
- 68. Понятие качества продукции.
- 69. Система показателей качества продукции.
- 70. Управление качеством.
- 71. Статистические методы контроля и управления качеством продукции.
- 72. Риски предприятий: их виды и особенности.
- 73. Управление рисками и их предупреждение.
- 74. Обеспечение страховой защиты рисков предприятий.
- 75. Сущность договора, его виды.
- 76. Заключение, изменение и расторжение договора.
- 77. Экономические споры и их разрешение.
- 78. Сущность банкротства и антикризисного управления.
- 79. Основные факторы банкротства предприятий.
- 80. Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства.