13. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
Специализация— это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.
Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.
В промышленности различают следующие формы специализации:
предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);
подетальная специализация. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы;
стадийная, или технологическая, специализация. При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;
специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.
В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.
Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства.
Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:
• коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;
• коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.
Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.
Кооперирование— это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:
предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;
подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);
технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).
Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.
Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.
В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:
внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли, и межотраслевые — при кооперировании заводов разных отраслей.
С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.
- 1. Понятие, признаки и задачи предприятия.
- 2. Классификация предприятий.
- 3. Производственная структура предприятия.
- 4. Пути совершенствования производственной структуры предприятия.
- 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 6. Сущность и эволюция предпринимательства.
- 7. Виды и формы предпринимательства.
- 8. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации.
- 9. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны.
- 10. Понятие продукции и услуг.
- 11. Понятие и показатели качества продукции.
- 12. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения.
- 13. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
- 14. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.
- 15. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства.
- 16. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства.
- 17. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии.
- 18. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов.
- 19. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии.
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- 20. Понятие, классификация и структура оборотных средств.
- 21. Нормирование оборотных средств.
- 22. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
- 23. Рынок труда.
- 24. Состав и структура персонала предприятия.
- 25. Управление персоналом предприятия.
- 26. Организация и нормирование труда.
- 27. Сущность, функции и принципы заработной платы.
- 28. Тарифная система и ее элементы.
- 29. Формы и системы заработной платы.
- 30. Особые условия оплаты труда и премирования работников.
- 31. Регулирование заработной платы.
- 32. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов.
- 33. Производственная программа и мощность .
- 34. Подготовка нового производства .
- 35. Бизнес-план предприятия.
- 36. Сущность и виды издержек.
- 37. Классификация затрат.
- 38. Переменные и постоянные издержки производства.
- 39. Смета затрат и калькулирование себестоимости продукции.
- 40. Сущность прибыли и ее структура.
- 41. Источники формирования и направления использования прибыли.
- 42. Критический объем производства.
- 43. Сущность экономической эффективности производства.
- 44. Оценка эффективности и состояния баланса.
- 45. Сущность и функции цены как экономической категории.
- 46. Система цен и их классификация.
- 47. Факторы, влияющие на уровень цен.
- 48. Понятие и классификация инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия.
- 49. Экономическая эффективность инвестиционных проектов.
- 50. Понятие и классификация инноваций.
- 51. Сущность стратегии предприятия. Экономическая и функциональная стратегии.
- 52. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.
- 53. Ценовая политика на различных рынках.
- 54. Повышение качества конкурентоспособности как стратегия устойчивого развития предприятия.
- 55. Сущность управления и его функции.
- 56. Организационная структура управления предприятием.
- 57. Принятие управленческих решений на предприятии.
- 58. Основные направления совершенствования управления предприятием.
- 59. Производственный процесс и его структура.
- 60. Производственный цикл: понятие, структура и факторы, определяющие его длительность.
- 61. Типы, формы и методы организации производства.
- 62. Понятие и функции маркетинга.
- 63. Маркетинг предприятия.
- 64. Система маркетинга как фактор повышения устойчивости и адаптации предприятий к рынку.
- 65. Определение, задачи и принципы логистики.
- 66. Организация построения логистических систем.
- 67. Основные логистические концепции и системы
- 68. Понятие качества продукции.
- 69. Система показателей качества продукции.
- 70. Управление качеством.
- 71. Статистические методы контроля и управления качеством продукции.
- 72. Риски предприятий: их виды и особенности.
- 73. Управление рисками и их предупреждение.
- 74. Обеспечение страховой защиты рисков предприятий.
- 75. Сущность договора, его виды.
- 76. Заключение, изменение и расторжение договора.
- 77. Экономические споры и их разрешение.
- 78. Сущность банкротства и антикризисного управления.
- 79. Основные факторы банкротства предприятий.
- 80. Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства.