75. Сущность договора, его виды.
Попытки найти способ урегулирования возникающих в процессе общения людей вопросов предпринимались еще в давние времена. Не случайно возникла поговорка «Договор дороже денег». Очевидно, значимость и силу таких соглашении ощущали и наши далекие предки. Люди заключали договоры, положения которых были обязательны для исполнения.
Сегодня роль договора в правовой сфере заметно возросла. Закон позволяет заключать любые договоры, даже те, которые напрямую не предусмотрены законодательством. Стала развиваться даже наука — договорное право.
Договор — соглашение двух или нескольких лиц, на основании которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.
Юристы рассматривают договор как наиболее распространенный вид сделок, а потому его регулирование осуществляется по общим для всех сделок правилам.
Договор — это всегда волевой акт. В нем закрепляется воля людей, их объединений, которые стремятся достичь определенной цели. Существует много правил, в соответствии с которыми обеспечивается свобода договора. Что это значит?
Во-первых, субъекты сами решают, следует ли им заключать договор. Закон запрещает принуждать кого-либо подписывать договор, становясь участником новых отношений (правда, здесь предусмотрены некоторые исключения, о которых мы поговорим позже). Во-вторых, стороны сами могут выбирать партнера, того, с кем они хотят иметь дело. В-третьих, стороны могут заключать любой вид договора, даже такой, о котором не упоминается в законе, — главное, чтобы он не противоречил закону. И, наконец, договаривающиеся самостоятельно свободно определяют условия договора (правда, в некоторых случаях содержание отдельных правил закон предусматривает, а потому лучше обратиться к специалисту при решении важных вопросов соглашения).
Заключая договор, необходимо знать, что последующие изменения закона не изменят автоматически те правила, о которых договорились стороны. Законом предусмотрена возможность изменять условия договора введением специальных правил, имеющих обратную силу.
Условия, на основе которых удалось достичь соглашения, составляют содержание договора.
По своему юридическому значению эти условия не равны. Некоторые из них называют существенными. Они необходимы для заключения договора. Если не будет согласовано хотя бы одно из таких условий, договор не будет считаться заключенным. Поэтому важно определить, какие условия договора будут считаться существенными. Например, наименование товара, который покупает человек, является важным условием договора купли-продажи. Если ему предложат другой товар, он может не согласиться его приобрести, а потому данное условие является существенным.
Обычные условия не нуждаются в том, чтобы о них дополнительно договаривались. Они предусмотрены в нормативных правовых актах, которые и без того регулируют поведение сторон по ситуации, определенной договором. Правда, их можно оговорить специально и включить в содержание договора пункты, по которым обычные условия изменяются ИЛИ отменяются, если это допускается законом. Например, ПО общим правилам риск случайной гибели имущества несет 1ВГО собственник. Если собственник квартиры, сдав ее внаем, не оговорил, что данное правило не будет так действовать, он будет сам нести ответственность за гибель своего имущества В результате пожара, случайно возникшего из-за удара шаровой молнии.
Случайные условия могут изменять или дополнять обычные условия. Они приобретают юридическую силу именно тогда, когда включаются в текст договора.
Договор может быть заключен в любой форме, которая предусмотрена для совершения сделок. Для заключения реального договора требуется не только оформить договор, НО и передать соответствующее имущество. При этом передача имущества тоже должна быть оформлена. Например, когда люди дают друг другу деньги взаймы, они становятся участниками договорных отношений займа. Мы уже знаем, что при передаче суммы, превышающей десятикратный размер минимальной оплаты труда, необходимо оформить отношения в заемной расписке. В ней должник удостоверяет, что взял деньги, указывает их сумму (прописью) и срок, к которому он обязывается вернуть долг. Документ должен быть подписан, на нем проставляется дата.
Договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного каждой стороной, обмена документами по почте, электронной или иной связи. Имеются и типовые бланки, которые позволяют более оперативно заключить договор. Порядок расположения отдельных пунктов договора никак не влияет на его действительность.
Виды договоров
На практике заключается много договоров, что позволило говорить юристам о видовом их разнообразии.
Так, выделяют основные и предварительные договоры. Основной договор сразу же порождает права и обязанности сторон. Предварительный договор позволяет достичь соглашения сторон о заключении договора в будущем.
Односторонние договоры порождают у одной стороны только права, а другой — только обязанности (договор займа). Во взаимных договорах каждая сторона приобретает права и обязанности по отношению к другой стороне. Так, по договору купли-продажи у продавца и покупателя есть и права, и обязанности.
Бывают свободные и обязательные договоры. Большинство договоров носит свободный характер, и стороны сами решают вопрос о необходимости их заключать. Однако в ряде случаев требуется заключение обязательного договора. Например, гражданину выдали ордер на жилье, и жилищно-эксплуатационная организация обязана заключить с ним договор жилищного найма.
Среди обязательных договоров большую роль играют публичные договоры. Их участником является коммерческая организация, которая осуществляет деятельность по продаже товаров, оказанию услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. Это может быть магазин, осуществляющий розничную торговлю канцтоварами, или гостиница, которая обеспечивает приезжающих проживанием. Следует знать, что коммерческая организация не вправе отказываться от заключения такого договора при наличии возможности предоставлять услуги, выполнять работы или продавать товары. Цена товаров, услуг устанавливается одинаковая для всех потребителей. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
Нередко мы становимся участниками не только взаимосогласованных договоров, условия которых устанавливаются сторонами по взаимной договоренности. В некоторых случаях условия устанавливаются только одной стороной — речь идет о договоре присоединения. К ним относятся договоры перевозки, которые заключаются железной дорогой с клиентами, договоры бытового проката и др.
Договоры могут делиться на возмездные и безвозмездные. Возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное удовлетворение за исполнение своих обязанностей. По безвозмездному договору одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне, не получив ничего взамен.
- 1. Понятие, признаки и задачи предприятия.
- 2. Классификация предприятий.
- 3. Производственная структура предприятия.
- 4. Пути совершенствования производственной структуры предприятия.
- 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 6. Сущность и эволюция предпринимательства.
- 7. Виды и формы предпринимательства.
- 8. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации.
- 9. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны.
- 10. Понятие продукции и услуг.
- 11. Понятие и показатели качества продукции.
- 12. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения.
- 13. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
- 14. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.
- 15. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства.
- 16. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства.
- 17. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии.
- 18. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов.
- 19. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии.
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- 20. Понятие, классификация и структура оборотных средств.
- 21. Нормирование оборотных средств.
- 22. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
- 23. Рынок труда.
- 24. Состав и структура персонала предприятия.
- 25. Управление персоналом предприятия.
- 26. Организация и нормирование труда.
- 27. Сущность, функции и принципы заработной платы.
- 28. Тарифная система и ее элементы.
- 29. Формы и системы заработной платы.
- 30. Особые условия оплаты труда и премирования работников.
- 31. Регулирование заработной платы.
- 32. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов.
- 33. Производственная программа и мощность .
- 34. Подготовка нового производства .
- 35. Бизнес-план предприятия.
- 36. Сущность и виды издержек.
- 37. Классификация затрат.
- 38. Переменные и постоянные издержки производства.
- 39. Смета затрат и калькулирование себестоимости продукции.
- 40. Сущность прибыли и ее структура.
- 41. Источники формирования и направления использования прибыли.
- 42. Критический объем производства.
- 43. Сущность экономической эффективности производства.
- 44. Оценка эффективности и состояния баланса.
- 45. Сущность и функции цены как экономической категории.
- 46. Система цен и их классификация.
- 47. Факторы, влияющие на уровень цен.
- 48. Понятие и классификация инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия.
- 49. Экономическая эффективность инвестиционных проектов.
- 50. Понятие и классификация инноваций.
- 51. Сущность стратегии предприятия. Экономическая и функциональная стратегии.
- 52. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.
- 53. Ценовая политика на различных рынках.
- 54. Повышение качества конкурентоспособности как стратегия устойчивого развития предприятия.
- 55. Сущность управления и его функции.
- 56. Организационная структура управления предприятием.
- 57. Принятие управленческих решений на предприятии.
- 58. Основные направления совершенствования управления предприятием.
- 59. Производственный процесс и его структура.
- 60. Производственный цикл: понятие, структура и факторы, определяющие его длительность.
- 61. Типы, формы и методы организации производства.
- 62. Понятие и функции маркетинга.
- 63. Маркетинг предприятия.
- 64. Система маркетинга как фактор повышения устойчивости и адаптации предприятий к рынку.
- 65. Определение, задачи и принципы логистики.
- 66. Организация построения логистических систем.
- 67. Основные логистические концепции и системы
- 68. Понятие качества продукции.
- 69. Система показателей качества продукции.
- 70. Управление качеством.
- 71. Статистические методы контроля и управления качеством продукции.
- 72. Риски предприятий: их виды и особенности.
- 73. Управление рисками и их предупреждение.
- 74. Обеспечение страховой защиты рисков предприятий.
- 75. Сущность договора, его виды.
- 76. Заключение, изменение и расторжение договора.
- 77. Экономические споры и их разрешение.
- 78. Сущность банкротства и антикризисного управления.
- 79. Основные факторы банкротства предприятий.
- 80. Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства.