Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
-
Опишите особенности олигополистического рынка. Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
Основные черты олигополии: немногочисленность действующих на рынке фирм, причем несколько крупнейших фирм (3-8) производят более 50% продукции отрасли; отрасль может производить как достаточной дифференцированную продукцию (автомобилестроение), так и однородную (нефтяная промышленность); несовершенная информация, большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам - олигополистам значительную степень контроля над рынком, а также всеобщую зависимость фирм. Поскольку основной причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства, то главным барьером служит крупный размер фирмы (для создания конкурентоспособного производства необходимы крупные инвестиции). Также в качестве барьеров служат патентная монополия, монополия над источниками сырья, расходы на рекламу.
-
Опишите состояние равновесия на олигополистическом рынке в соответствии с моделью Курно. Всегда ли оно достигается?
Дуополия – рыночная структура, при которой 2 продавца являются единственными производителями стандартизованной продукции.
Допущения модели дуополии Курно:
-
Каждый из дуополистов исходит из предположения, что соперник не изменит своего решения;
-
Продавцы не имеют точной информации о своих ошибках (они действуют «с завязанными глазами»).
Если фирма В не производит продукцию, фирма А выбирает объем производства монополиста. В ответ на повышение объема продукции фирмой В фирма А вынуждена сокращать объем производства. Что в свою очередь. Ведет к изменению планов В. Ситуация неустойчива. Если рассмотреть модель Курно через кривые реакции (показывают изменение объема выпуска одной фирмы в ответ на изменение объема выпуска другими фирмами), то получим, что равновесие в отрасли будет достигнуто, когда каждая фирма займет 1/3 рынка, а обе они произведут 2/3 конкурентного рынка. В точке равновесия Курно ожидаемый конкурентами объем выпуска продукции любой из фирм совпадает с фактическим и является оптимальным.
Решающее значение для достижения равновесия Курно является предсказуемость действий конкурента и его готовность к кооперативному поведению с соперником.
-
Перечислите основные разновидности олигополии.
По типу производимой продукции олигополии делятся на:
-
Дифференцированные олигополии
-
Недифференцированные олигополии
По способу взаимодействия олигополистов выделяются 3 типа олигополии:
-
Нескоординированная олигополия
Предполагает независимость действий фирм друг от друга, т.е. отсутствие контактов. Каждая фирма самостоятельно решает проблему определения цены и объемов производства.
-
Сговор явный (картель)
Установление общей цены и общего объема на уровне монополиста. Монопольную прибыль фирмы делят между собой посредством установления квоты каждого предприятия в общем производстве или географического разделения рынков.
-
Сговор тайный (картелеподобная структура)
Ситуация «цена по правилам», когда фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов. Это облегчает достижение равновесия в отрасли.
-
Каково поведение фирм в случае нескоординированной олигополии?
Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях нескоординированной олигополии имеет ломаный вид. При этом положение точки излома напрямую зависит от субъективной оценки действий фирмы конкурентами. Резкими изменениями цен и объемов производства можно вызвать адекватные противодействия с их стороны или спровоцировать ценовую войну. Таким образом, фирма осуществляет все изменения небольшими темпами с оглядкой на действия конкурентов, что вызывает негибкость цен в условиях нескоординированной олигополии.
-
Почему утрата гибкости цен в силу олигополизации рынка оказывает большое влияние на экономику? Какая трактовка этого феномена (марксистская или маржиналистская) кажется вам более реалистичной?
Относительная негибкость цен на продукцию олигополистических отраслей вызывает нарушение или блокирование основного механизма функционирования рыночной экономики - механизма рыночной саморегуляции. Возникают серьезные искажения цен и объемов по сравнению с объективными требованиями рынка.
С точки зрения марксизма олигополизация рынка является преддверием краха капитализма. На мой взгляд данная точка зрения опровергается столетиями существования капиталистического строя как вполне перспективной системы вплоть до настоящего времени, а также его дальнейшим развитием несмотря на олигополизацию многих отраслей. Тем не менее необходимо отметить, что в начале 20-го века картели действительно поставили существование капиталистического строя под вопрос.
Маржиналистская концепция предполагает более оптимистичные выводы. Во-первых, подчеркиваются адаптационные возможности рынка. Олигополия не полностью устраняет конкуренцию и в чистом виде встречается редко. Не стоит забывать про существование не только национальных компаний, но и их зарубежных конкурентов. А с ростом числа олигополистов равновесие Курно приближается к конкурентному равновесию. К тому же процесс олигополизации не носит тотального характера, ведь малый бизнес весьма живуч. Во-вторых, немаловажную роль играет антимонопольная политика государства.
-
Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях господства картелей?
Объем производства и цен устанавливается на уровне, обеспечивающем максимальную прибыль для всех участников договора (монопольную прибыль).
-
Что такое синдикаты? Опишите роль картельных соглашений в царской России и в современных условиях в нашей стране.
Синдикаты (были распространены в России в начале века) – объединения производителей, владеющих единым дочерним обществом, являющемся единственным продавцом их продукции, то есть, фактически, монополистом. Поскольку непосредственного сговора между олигополистами нет (только соглашения с обществом), то антимонопольное законодательство бессильно.
Картели оказали резко отрицательное влияние на экономику России начала 20-го века. Наблюдалось завышение цен, занижение объемов производства («товарный голод»), сознательное ухудшение качества продукции и торможение технического прогресса. Картели были запрещены в царской России гораздо раньше, чем на Западе, что привело к появлению синдикатов.
В силу юридического запрета в современной России картели не существуют, однако практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко, что ведет к периодическому возникновению дефицита на те или иные товары. Нередко функции, близкие к картельным, пытаются осуществлять различные ассоциации производителей или импортеров.
-
Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс». Наблюдались ли они в СССР и имеют ли распространение в современной России?
Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен производит сначала одна фирма (обычно самая крупная), а затем их повторяют в близких размерах остальные компании. Ценовой лидер единолично определяет цены и объем производства отрасли с тем расчетом, чтобы они устраивали остальные фирмы.
Другим распространенным вариантом картелеподобной структуры рынка является ценообразование по схеме «издержки плюс». Оно предполагает, что фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам. Поскольку уровень издержек конкурентов, как правило, известен, то и предсказать их цены не сложно.
В современной России лидерство в ценах наблюдается в автомобилестроении. До 1998 года в роли лидера выступал АвтоВАЗ, позднее – АЗЛК.
Система планового ценообразования в СССР была близка к принципу «издержки плюс». В основу расчета клались среднеотраслевые издержки, и к ним прибавлялся нормативный процент прибыли (что не стимулировало снижение издержек – затратная система ценообразования). Подобная схема зачастую сохраняется и в современной российской экономике.
-
Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?
Б. Объясните, почему монополистическая конкуренция возникает только при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте.
Именно дифференциация продукта делает его производителя своеобразным «мини-монополистом», занимающим определенный сегмент рынка – это и есть главное условие существования монополистической конкуренции. Основой же существования олигополии является экономия на масштабах производства. При этом фирмы могут действовать в условиях стандартизированной продукции (металлургия), а основным средством конкурентной борьбы становится ценовая политика или сговор.
- «Финансовый университет при правительстве российской федерации» (Финансовый университет)
- «Финансовый университет при правительстве российской федерации» (Финансовый университет)
- Микроэкономика рабочая тетрадь
- Москва 2010
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- Логика курса
- 2. Тесты
- Тема 2. Основные принципы функционирования рыночной экономики
- 1. Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 3. Деньги
- Логика курса
- 2. Тесты
- Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие
- Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 5. Потребительское поведение
- 1. Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 6. Издержки производства
- Логика курса
- Тесты и задачи
- Тема 7. Совершенная конкуренция
- Логика курса
- Условия и критерий совершенной конкуренции.
- Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?
- Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?
- Феномен банкротства и его роль в современной России.
- Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями
- Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?
- Кривая предложения конкурентной фирмы.
- Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?
- Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.
- 2. Тесты и задачи
- Тема 8. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция
- Логика курса
- Тесты и задачи
- Тема 9. Олигополия
- Логика курса
- 2. Тесты и задача
- Тема 10. Монополия
- Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 11. Рынок труда и заработная плата
- Логика курса
- Почему спрос на ресурсы носит производный характер?
- Опишите взаимосвязь спроса на ресурсы и величины прибыли в рыночной и социалистической экономике.
- Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.
- В чем заключается сущность заработной платы?
- Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам? Обсудите эту проблему.
- Основные формы и системы заработной платы.
- Опишите марксистскую теорию заработной платы и эксплуатации труда.
- Что такое монопсония на рынке труда? Встречается ли она в современной России?
- В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?
- Опишите рынок труда в советской экономике и в современной России.
- Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- 2. Тесты
- Тема 12. Рынок капитала
- Логика курса
- В чем состоит отличия фактора капитал от факторов труд и земля?
- Опишите перераспределяющую и сберегательную составляющие механизма первоначального накопления капитала. В чем состоит диспропорция, сложившаяся в их соотношении в современной России?
- Что такое ваучерная приватизация? Обоснуйте необходимость приватизации при проведении рыночных реформ и обсудите достоинства и недостатки ее конкретной реализации в России.
- Какова структура капитала? Какой признак положен в основу его деления на основной и оборотный?
- Как устанавливается равновесие на рынке основного капитала? Почему в этом процессе важную роль играют кредитно-финансовые рынки?
- 2. Тесты
- Тема 13. Рынок природных ресурсов
- Логика курса
- Назовите специфические особенности аграрного сектора экономики?
- Что такое дифференциальная и чистая рента? Каковы причины их образования?
- 2. Тесты
- Тема 14. Фирма как главный субъект микроэкономики
- Логика курса
- Объясните, почему возникают объединения предприятий. Сложились ли такие объединения в России?
- В чем состоит проблема низкой эффективности управления приватизированными предприятиями в нашей стране? Каковы методы ее решения?
- Чем продиктована необходимость государственного предпринимательства? Каковы его роль и эффективность в нашей стране?
- Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках и в России? Прокомментируйте роль биржевых спекуляций в нашей стране.
- 2. Тесты