Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
-
Опишите сущность и условия выполнения деньгами функции средства обращения.
Сущность денег определяется выполняемыми функциями. Деньгами может быть все, что признается людьми за деньги и выполняет их функции.
Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг. Процесс купли-продажи выражается в одновременном в одновременном и разнонаправленном движении экономических благ и денег.
Условия выполнения деньгами функции денег: 1.) всеобщее признание в качестве средства обращения 2.) Быть санкционированными государством на выполнение этой роли.
-
Какие причины вызывала бартеризацию российской экономики? Почему этот процесс пошел на убыль?
Причины сокращений батарейных операций:
-
Нормализация денежного обращения в стране
-
Выросли возможности предприятий зарабатывать деньги
-
Во многих отрослях спрос переключился с импортной на отечественную продукцию.
-
Опишите функцию денег как меры стоимости. Связана ли способность денег выполнять ее с наличием собственной стоимости у денежного материала?
Первый подход к объяснению функции денег как меры стоимости исходит из того, что сами деньги имеют внутреннюю стоимость. В этом случае процесс установления денежных цен сводится к сравнению стоимости того или иного товара и стоимости денег.
Второй подход основывается на положении, что внутренней стоимости у денег нет, а они выступают как некоторый общий знаменатель, с помощью которого удобно выражать соотношение цен товаров между собой.
-
Опишите возможные нарушения функции меры стоимости. Какие формы они принимают в современной России?
Если денежная система страны подорвана инфляцией, или если происходят резкие изменения валютного курса национальной денежной единицы, то изменение стоимости товаров в таких деньгах становится затруднительным.
В современной России наблюдается оба явления. Происходит долларизация экономики.
-
В чем состоит функция денег как средства накопления? Могут ли ее выполнять деньги в условиях инфляции?
Функция денег как средства накопления состоит в способности денег к сохранению стоимости или в том, что они дают возможность использовать имеющуюся в настоящий момент стоимость для будущей покупки. В период быстрой инфляции деньги не могут служить в качестве средства накопления, поскольку они непрерывно обесцениваются. Люди хранят деньги в этих условиях только в течении очень короткого времени, и задолго до наступления инфляции приобретают на них недвижимость и иные активы, которые, хотя и не являются весьма ликвидными, но не утрачивают своей стоимости как деньги.
-
Какие функции денег дополнительно выделяет марксистская теория? Считаете ли вы особое выделение этих функций рациональным?
-
Функция средства платежа
-
Функция мировых денег.
-
Опишите предысторию денег.
Исторически первым видом денег были товарные деньги. В разных странах в положении денег оказывались товары, на которые существовал устойчивый повседневной спрос и которые имели широкое хождение в силу своей общепризнанной полезности.
На смену товарным деньгам пришли металлические. Сделать денежное обращение более дешеваым оказалось возможным путем отказа от полноценных денег. Так металлические деньги заменялись на бумажные, кредитные, современные наличные деньги, безналичные, электронные, пластиковые карты.
-
Опишите металлический этап в истории денег. Закончился ли он в наше время?
В зависимости от числа металлов, которое в данной стране было принято в качестве всеобщего эквивалента, различают биометаллизм и монометаллизм.
В зависимости о характера размена денежных знаков на золото различают несколько разновидностей золотого монетаризма. Наиболее распространение получили золотомонетный стандарт. Прямая связь денег с золотом обеспечивала денежной системе большую устойчивость.
-
Почему с течением времени постоянно расширялось неметаллическое денежное обращение?
Неметаллическое денежное обращение расширялось, т.к себестоимость металлических денег выше, нежели себестоимость бумажных. Производство металлических денег требовало больших затрат.
-
Какие современные формы денег вы знаете? В чем состоят особенности их развития в России?
Б. Кратко опишите эволюцию денег.
Воспользуйтесь следующим алгоритмом: исторический вид денег его недостатки (или связанные с ним проблемы) новый вид денег как решение старых проблем недостатки нового вида денег и т.д.
Товарные деньги
| Исторически первым видом денег были товарные деньги. В разных странах в положении денег оказались товары, на которые существовал стойкий спрос и которые имели широко хождение именно в силу своей общепризнанной полезности. Недостатки: 1)Некоторые товары не могли храниться долго (В России меха могли быть посечены молью) 2)Даже если деньги (т. е. товар) имели спрос и были общепринятыми, всегда возникает проблема «курса волюты . Невозможно договориться об этом (т.е. предусмотреть все случаи: сколько кг. соли за один товар, а сколько за другой ) |
Металлические деньги
| Недостатки металлических денег (в основном золотого стандарта ):
|
Классические бумажные деньги | Классические бумажные деньги являлись знаками металлических денег, гос. власть должна была принимать их наряду с золотыми деньгами. Государство наделяло их принудительным курсом . Классические бумажные деньги наряду со своим главным достоинством - дешевизной, имели не менее крупный недостаток – они получили репутации как ненадежные, подверженные обесцениванию средством обращения. |
Классические кредитные деньги
| В отличие от бумажных денег, не имеющих обеспечения, кредитные деньги , имеющие устойчивое и возрастающее обеспечение, и потому не подверженные обесцениванию. Они выпускаются на нужды кредитования национальной экономики в соответствии с ее потребителями в платежных средствах. Недоставки: недостаточная надежность. Большинство людей должны на веру принимать, что вексель действительно богат. Опасность намного меньше ,когда свои обязательства предлагает крупный и устойчивый банк (госбанк). |
Современные деньги | А. Наличные (право на их эмиссию имеет Центробанк, нет связи с золотом, нет прямой связи выпуска денег с их обеспечением в виде коммерческих векселей) Б. Безналичные (способствуют существенной экономии издержек обращения, и обеспечивает изучение и регулирование макроэкономических процессов) В. Электронные (показывает, что сущность денег связана со способностью выполнять определенные функции) Г. Пластиковые карты. |
- «Финансовый университет при правительстве российской федерации» (Финансовый университет)
- «Финансовый университет при правительстве российской федерации» (Финансовый университет)
- Микроэкономика рабочая тетрадь
- Москва 2010
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- Логика курса
- 2. Тесты
- Тема 2. Основные принципы функционирования рыночной экономики
- 1. Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 3. Деньги
- Логика курса
- 2. Тесты
- Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие
- Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 5. Потребительское поведение
- 1. Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 6. Издержки производства
- Логика курса
- Тесты и задачи
- Тема 7. Совершенная конкуренция
- Логика курса
- Условия и критерий совершенной конкуренции.
- Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?
- Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?
- Феномен банкротства и его роль в современной России.
- Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями
- Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?
- Кривая предложения конкурентной фирмы.
- Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?
- Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.
- 2. Тесты и задачи
- Тема 8. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция
- Логика курса
- Тесты и задачи
- Тема 9. Олигополия
- Логика курса
- 2. Тесты и задача
- Тема 10. Монополия
- Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 11. Рынок труда и заработная плата
- Логика курса
- Почему спрос на ресурсы носит производный характер?
- Опишите взаимосвязь спроса на ресурсы и величины прибыли в рыночной и социалистической экономике.
- Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.
- В чем заключается сущность заработной платы?
- Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам? Обсудите эту проблему.
- Основные формы и системы заработной платы.
- Опишите марксистскую теорию заработной платы и эксплуатации труда.
- Что такое монопсония на рынке труда? Встречается ли она в современной России?
- В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?
- Опишите рынок труда в советской экономике и в современной России.
- Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- 2. Тесты
- Тема 12. Рынок капитала
- Логика курса
- В чем состоит отличия фактора капитал от факторов труд и земля?
- Опишите перераспределяющую и сберегательную составляющие механизма первоначального накопления капитала. В чем состоит диспропорция, сложившаяся в их соотношении в современной России?
- Что такое ваучерная приватизация? Обоснуйте необходимость приватизации при проведении рыночных реформ и обсудите достоинства и недостатки ее конкретной реализации в России.
- Какова структура капитала? Какой признак положен в основу его деления на основной и оборотный?
- Как устанавливается равновесие на рынке основного капитала? Почему в этом процессе важную роль играют кредитно-финансовые рынки?
- 2. Тесты
- Тема 13. Рынок природных ресурсов
- Логика курса
- Назовите специфические особенности аграрного сектора экономики?
- Что такое дифференциальная и чистая рента? Каковы причины их образования?
- 2. Тесты
- Тема 14. Фирма как главный субъект микроэкономики
- Логика курса
- Объясните, почему возникают объединения предприятий. Сложились ли такие объединения в России?
- В чем состоит проблема низкой эффективности управления приватизированными предприятиями в нашей стране? Каковы методы ее решения?
- Чем продиктована необходимость государственного предпринимательства? Каковы его роль и эффективность в нашей стране?
- Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках и в России? Прокомментируйте роль биржевых спекуляций в нашей стране.
- 2. Тесты