logo
Rabochaya_tetrad_v_rabote

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Опишите особенности монопольного рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

Особенности монополистического рынка:

На рынке существует единственный производитель, поставляющий продукт без близких субститутов;

Монополисту противостоит большое число обособленных потребителей, которые по-отдельности не влияют на цену;

Монополист на рынке активен, фирма выбирает не только объем производства, но и цену (price-searcher), потребители пассивны, вынуждены подстраиваться под цену монополиста;

Монополист работает с кривой спроса всей отрасли (т.е. устанавливает такую цену, чтобы вся продукция была приобретена потребителем);

На рынке монополии исчезает кривая предложения, так как монополист ищет варианты цена/объем вдоль кривой спроса.

Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

Преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

Легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

Нечестная конкуренция.

  1. Рыночное равновесие в условиях монополии.

Объем производства в условиях монополии устанавливается на уровне, соответствующем точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. А проекция этой точки на кривую спроса задает равновесную цену.

  1. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?

Ценовая дискриминация предполагает продажу одинаковых товаров и услуг разным покупателям по разным ценам.

  1. Продажа каждой единицы продукции по цене ее спроса.

  2. Продажа товара по разным ценам, но каждый, кто покупает одинаковое кол-во единиц товара, платит одну и ту же цену.

  3. Продажа товаров по разным ценам, при постоянной стоимости продукции, продаваемой данному индивиду.

  1. Что такое Х-неэффективность? Каковы причины ее появления?

Х-неэффективность – это бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня. Она возникает в результате особого поведения менеджеров в фирмах-монополиях, в частности:

Менеджеры избегают предпринимательский риск;

Заботятся о приростных показателях фирмы, а не показателях эффективности деятельности;

Принимают на работу своих некомпетентных друзей и родственников.

  1. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественной монополии состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественномонопольные товары и/или за объем их производства.

  1. Проблема национализации и приватизации естественных монополий в мире и в России.

Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.

Основные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что на государственном предприятии легче проводить политику в отношении цен, тарифов объемов производства. К тому же государственная собственность исключает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев.

Аргументы против связаны с опасениями понижения эффективности деятельности монополии. Директор превращается в чиновника, не имеющего надобности ориентироваться на коммерческий успех

  1. Как измеряется степень концентрации производства?

При определении степени концентрации в той или иной отрасли, государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным с точки зрения антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке. Для измерения рыночной доли ведущих фирм существует несколько индексов. Самый распространенный – индекс Хирфиндаля-Хиршмана (Ihh):

Ihh=(X1)2+(X2)2+…+(Xn)2,

где Xi – доля каждой из фирм отрасли. выраженная в процентах. Чем выше степень концентрации – тем больше значение индекса. Рынок считается безопасным при Ihh<1000 (при чистой монополии Ihh=10000 (1002).

  1. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении искусственных (предпринимательских) монополий?

Главной целью антимонопольной политики является пресечение монопольных злоупотреблений. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие их формированию, или, порой, разрушение уже сложившихся. Для этого применяется широкий спектр санкций: предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм), разнообразные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке, прямая демонополизация (дробление монополий). Выделяются два подхода: структурный и поведенческий. Поведенческий состоит в применении санкций против реально зафиксированных монополистических злоупотреблений, структурный же основан на применении санкций при превышении фирмой допустимой доли рынка, т.е. против потенциальных монопольных злоупотреблений.

  1. В чем состояли особенности государственного монополизма советской эпохи?

Советские монополисты были узко специализированы, дублирование было минимальным или вообще отсутствовало. Социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. Не наблюдалось недопроизводство товаров, отсутствовало завышение цен, предприятия не получали монопольных прибылей

  1. Какие основные пути снижения уровня монополизации российской экономики вы знаете? Их плюсы и минусы.

Прямое разделение монопольных структур. В России этот путь затруднителен, т.к. наши монополии в основном строились как единый и неделимый технологический комплекс.

Иностранная конкуренция. + Весьма действенен эффективен. – Избыточная, не всегда контролируемая сила конкурента.

Создание новых предприятий. + Уничтожает монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. + Сопровождается ростом производства и появлением новых рабочих мест. – Требует значительных инвестиций.

  1. Существует ли связь монополизации российской экономики и глубины современного кризиса в ней?

Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явилось важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса трансформации в России.