Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
-
Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?
Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории. Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).
-
Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?
Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране.
-
Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?
Каждый человек, живя в государстве, решает все проблемы для своей выгоды. Вообще человек, с точки зрения Адама Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а, наоборот, ведет общество к благополучию. И этот человек может реализовать свой личный интерес, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Значит, преследующий собственные выгоды, человек помогает обществу обогатиться.
-
В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?
Политическая ангажированность К.Макса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения, превратив его в дальнейшем в идеологию радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Оно также стало теоретической базой деятельности массовых левых партий
-
С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?
В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.
Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.
-
Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?
-
В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?
-
Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.
-
Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?
Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:
Античные теории
| | Меркантилизм | | Классическая политэкономия | |
| |
| | |
| | |
|
Традиционная экономика с элементами товарности |
| Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал |
| Проникновение капитала в промышленность. Вовлечение больших количеств трудовых и природных ресурсов.
|
|
| |
| | |
| | |
|
Первые теории товара и денег |
| Богатство = деньгам = золоту |
| Отождествление богатства с массой созданных товаров. Экономический либерализм. Раскрытие потенциала саморегулирования рынка.
|
|
Марксизм | | Маржинализм | | Кейнсианство | |
| |
| | |
| | |
|
Нарастание социальных противоречий как частная сторона развивающейся рыночной экономики
|
| Насыщение рынка массовой фабричной продукцией. Завершение промышленной революции.
|
| Монополизация. Экстренное государственное регулирование во время Первой Мировой войны. Великая Депрессия |
|
| |
| | |
| | |
|
Диалектический материализм. Формационный подход. Теория прибавочной стоимости. Вывод о ограниченности капитализма и необходимости его уничтожения.
|
|
Усиление роли потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Теория рыночной равновесной цены. Модель «робинзонады».
|
|
Объективные закономерности национальной экономики. Государственное регулирование рынка.
|
|
Неоклассика (монетаризм) | | Институционализм | | Информационная экономика | |
| |
| | |
| | |
|
Разрастание государственного сектора. Увеличение налогового бремени. Усиление инфляции. |
| Усиление влияния внеэкономических факторов на экономику. Особые пути экономического развития у разных стран.
|
| Глобализация, экология, терроризм, Интернет |
|
| |
| | |
| | |
|
Экономический либерализм. Основная задача – поддержание стабильного денежного обращения и недопущение инфляции.
|
| Расширение предмета экономической теории, рассмотрение структурных элементов экономики и внеэкономических факторов.
|
| Теория постиндустриального развития |
|
Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.
В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?
Эмпирический метод |
| Статистический метод |
| Метод научных абстракций |
| |
| | |
| | |
Сбор фактов, основанных на наблюдениях и экспериментах
|
| Наблюдение за количественной стороной экономических процессов |
| Выделение наиболее важных явлений и отвлечение от второстепенных деталей
|
|
|
|
|
|
Причинно-следственный метод |
| Функциональный метод |
| Эконометрические методы |
| |
| | |
| | |
Выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями |
| Анализ всех категорий в их взаимодействии друг с другом как равнозначных
|
| Математическое моделирование экономических процессов
|
- «Финансовый университет при правительстве российской федерации» (Финансовый университет)
- «Финансовый университет при правительстве российской федерации» (Финансовый университет)
- Микроэкономика рабочая тетрадь
- Москва 2010
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- Логика курса
- 2. Тесты
- Тема 2. Основные принципы функционирования рыночной экономики
- 1. Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 3. Деньги
- Логика курса
- 2. Тесты
- Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие
- Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 5. Потребительское поведение
- 1. Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 6. Издержки производства
- Логика курса
- Тесты и задачи
- Тема 7. Совершенная конкуренция
- Логика курса
- Условия и критерий совершенной конкуренции.
- Приведите примеры из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли, на ваш взгляд, роль этого типа рынка в экономике нашей страны?
- Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?
- Феномен банкротства и его роль в современной России.
- Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями
- Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?
- Кривая предложения конкурентной фирмы.
- Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?
- Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.
- 2. Тесты и задачи
- Тема 8. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция
- Логика курса
- Тесты и задачи
- Тема 9. Олигополия
- Логика курса
- 2. Тесты и задача
- Тема 10. Монополия
- Логика курса
- 2. Тесты и задачи
- Тема 11. Рынок труда и заработная плата
- Логика курса
- Почему спрос на ресурсы носит производный характер?
- Опишите взаимосвязь спроса на ресурсы и величины прибыли в рыночной и социалистической экономике.
- Назовите особенности формирования спроса на трудовые ресурсы.
- В чем заключается сущность заработной платы?
- Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам? Обсудите эту проблему.
- Основные формы и системы заработной платы.
- Опишите марксистскую теорию заработной платы и эксплуатации труда.
- Что такое монопсония на рынке труда? Встречается ли она в современной России?
- В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?
- Опишите рынок труда в советской экономике и в современной России.
- Необходимо ли государственное регулирование рынка труда? Следует ли развивать его в России?
- 2. Тесты
- Тема 12. Рынок капитала
- Логика курса
- В чем состоит отличия фактора капитал от факторов труд и земля?
- Опишите перераспределяющую и сберегательную составляющие механизма первоначального накопления капитала. В чем состоит диспропорция, сложившаяся в их соотношении в современной России?
- Что такое ваучерная приватизация? Обоснуйте необходимость приватизации при проведении рыночных реформ и обсудите достоинства и недостатки ее конкретной реализации в России.
- Какова структура капитала? Какой признак положен в основу его деления на основной и оборотный?
- Как устанавливается равновесие на рынке основного капитала? Почему в этом процессе важную роль играют кредитно-финансовые рынки?
- 2. Тесты
- Тема 13. Рынок природных ресурсов
- Логика курса
- Назовите специфические особенности аграрного сектора экономики?
- Что такое дифференциальная и чистая рента? Каковы причины их образования?
- 2. Тесты
- Тема 14. Фирма как главный субъект микроэкономики
- Логика курса
- Объясните, почему возникают объединения предприятий. Сложились ли такие объединения в России?
- В чем состоит проблема низкой эффективности управления приватизированными предприятиями в нашей стране? Каковы методы ее решения?
- Чем продиктована необходимость государственного предпринимательства? Каковы его роль и эффективность в нашей стране?
- Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках и в России? Прокомментируйте роль биржевых спекуляций в нашей стране.
- 2. Тесты