logo search
Шпоры к ГОСам 2012

79. Система электроснабжения города

Системой электроснабжения называется совокупность электроустановок различных уровней напряжения, предназначенных для обеспечения потребителей электрической энергией. В зависимости от размеров города, его промышленного потенциала и перспективы развития системы электроснабжения городов могут быть различными.

Исходными положениями для построения системы электроснабжения являются потребляемая мощность электроприемников, их категория надежности и наличие источников питания (ИП). Характеристики потребителей электроэнергии определяют требования к надежности электроснабжения. В качестве ИП рассматриваются энергосистема и собственные электростанции предприятий.

Критерием оптимальности принятой системы электроснабжения является минимум приведенных затрат на ее сооружение и последующую эксплуатацию. Обычно плотность электрических нагрузок неравномерно распределяется по территории города, центр города более загружен, чем окраины.

Для обеспечения ресурсосбережения наиболее эффективным направлением является использование бытовых приборов с более высоким КПД. Экономия электроэнергии может быть получена за счет: - применения автоматического отключения осветительных приборов по истечении определенной выдержки времени в местах, не требующих постоянного освещения; - введение ночного режима работы установок наружного освещения города; - разработка и использование экономичных бытовых светильников; - рационального подхода к использованию электроэнергии для освещения квартир.

Услуги по эл. снабжению населения представляют собой обслуживание всего комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования эл. снабжения, включая придомовые сети по жилищному фонду.

Услуги измеряются в кВт/ч эл. энергии. Оплата услуг производится, исходя из планового объема обслуживания и утвержденного органом исполнительной власти тарифа за 1 кВт/ч эл. энергии.

Потребление эл. энергии: - в жилых зданиях предусматривается на цели- внутриквартирное освещения, привод лифтов в многоэтажных зданиях; - на уличное освещение, учитывая ранги улиц (магистрали общего, р-го, местного значения и проездов); - на освещение парков, скверов, дворовых участков, архит.-рекламное освещение; - на работу предприятий ком. хозяйства и городской эл. транспорт;

Объем и качество эл. снабжения зависят от состава и состояния основных фондов предприятий по эл. снабжению. Основным количественным показателе является протяженность эл. сетей.

При расчете капитальных вложений в развитие эл. снабжения учитываются затраты на строительство кабельных линий напряжением от 10 до 1 кВ, на прирост количества ТП и уличное освещение.

80. Системы газоснабжения хозяйства города. В задачу предприятий по газоснабжению входит обслуживание всего комплекса сооружений, передаточных устройств и оборудования газоснабжения, включая придомовые сети по жилищному фонду.

Основная задача газовых хозяйств – бесперебойное, надежное и экономичное газоснабжение потребителей. Эксплуатация газопроводов и газового оборудования в городах осуществляется специализированными предприятиями газового хозяйства.

В процессе эксплуатации газовые хозяйства обеспечивают: 1. приемку и ввод в эксплуатацию вновь смонтированных газопроводов и установок; 2. исправное состояние всех сооружений систем газоснабжения, приборов и агрегатов; 3.нормативное давление и организацию процесса его правильного сжигания;

4. соблюдение правил безопасности труда;

5. ликвидацию аварий и повреждений газопроводов и оборудования.

Газопроводы, прокладываемые в городах и пунктах, классифицируются по следующим показателям: 1.по виду транспортируемого газа: природного, попутного нефтяного, сжиженных углеводородных: искусственного и смешанного; 2. по давлению газа: низкого, среднего, высокого; 3. по местоположению: подземные (подводные), надземные (надводные); 4. по назначению в системе газоснабжения: городские магистральные распределительные, вводные газопроводы (ввод в здание), импульсные, продувочные; 5. по расположению в системе планировки городов: наружные и внутренние; 6. по принципу построения: закольцованные, тупиковые, смешанные; 7. по материалу труб: металлические, неметаллические; 8. в зависимости от максимального рабочего давления газа: низкого, среднего, высокого;

Единицей измерения услуг службы газоснабжения является единица измерения газа- м3. Оплата услуг производится, исходя из планового объема обслуживания и утвержденного органом исполнительной власти тарифа за единицу услуг.

Система газоснабжения города состоит из:

1.газо-распределительных пунктов;

2.газопроводных сетей -высокого давления,

-низкого давления

Газ идет на: -приготовление пищи; -отопление; -подогрев воды; -на выработку тепла для тепло и эл. станций

Объем и качество услуг по теплоснабжению зависят от состава и состояния основных фондов предприятий по газоснабжению. Основным количественным показателе является протяженность газопроводных сетей. Суммарные кап. вложения в развитие системы газоснабжения складываются из стоимости газопроводных пунктов (ГРП) и затрат на прокладку газовых сетей высокого и низкого давления. Исходя из прироста годового расхода газа на ком.- быт. нужды определяется количество ГРП и рассчитывается стоимость их строительства.

81. Подвижной состав пассажирского транспорта: виды городского пассажирского транспорта, подвижной состав, классификация, показатели использования, производительность. Классификация видов гор. транспорта по: - характеру прокладки путей (рельсовый, безрельсовый);

- скорости движения (скоростной, простой);

- характеру двигателя (внутрен. сгорания, электрич.); - характеру организации связи (с контактной сетью, без нее); - по местоположению (подземный, наземный, надземный)

Чтобы составить схему маршрутов и выбрать вид транспорта необходимо определить: - коэф. компактности территории; - плотность уличной сети (схема маршрутов должна планироваться так, чтобы можно было доехать в любую (.) города); - определяется количество маршрутов; - провозная способность различных видов транспорта; - V транспортной работы =протяженность в км. * провозную способность

Перспективны виды транспорта:

1. монорельс (вагон-метро над землей)

2. фоникулер (канатная дорога с трамвайчиком) 3. травалатор (подвижной тротуар)

4. канатная дорога

Прямой полезный эф-т работы ГПТ закл. в перемещении людей на опр. расст-е. Поэтому V работы ГПТ, опр-ся кол-вом перевезенных пассажиров и ср. расст-ем перевозки. Натуральным измерителем V оказываемых услуг явл. пассажиро-км, но этот показатель не отражает кач-во оказываемых услуг.

Для оказания трансп. услуг населению необходима трансп. система (ТС), созд-е и функц-е которой требует значит. затрат. Величина первоначальных и эксплуатационных затрат зависит от величины ТС, V перевозок, вида транспорта, принятого типа подвижного состава и др. факторов. Поэтому при поиске оптимальной ТС надо ориентироваться на полную стоимость одного пассажиро-километра, измерить отражающий влияние всех элементов первоначальных и экспл-х расходов по каждому виду транспорта и всей ТС города.

Кап. вложения, необх. для создания ТС зависят от длины трансп. сети и объема пассажироперевозок. В соответствии с этим удельные кап. вложения, приходящиеся на 1 км трансп. сети: К = а + в*П, где а – пост. кап. вложения, независящие от объема перевозок, в т. ч. затраты на устр-во дорог, обустройство маршрутов, устройство рельсовой и контактной сети, млн. руб./км; в - удельные кап. вложения, зав. от V пассажироперевозок и приходящиеся на один поезд, в т. ч. затраты на приобретение подвижного состава, стр-во тяговых подстанций и силовых линий электропередачи, парков (депо, гаражей) млн. руб. /(поезд) км; П - среднечасовое (за сутки) кол-во курсирующих поездов, приходящееся на 1 км трансп. сети города, поезд/км.

Зав-ть между плотностью движения (П) и пассажиропотоком выразится так: ,

Где М- годовой объем работы ПТ, пас.-км; А – количество перевозимых пассажиров, пас.; L – ср. дальность поездки пассажира, км.;  - коэф-т наполнения поезда, отношение суточного кол-ва выполненных пас. км, к суточному кол-ву предоставляемых место-км; q - нормативная вместимость поезда, пас. Тогда, уравнение примет вид: Куд = а + в А/*q

Структура капиталовложений в различные виды ГПТ

Текущие эксплуатационные затраты, связанные с функционированием ТС, вкл. расходы на 1) з/пл. с начислениями; 2) материалы, энергию и топливо; 3) ремонт и содерж-е путевого хоз-ва и подвижного состава; 4) амортизацию ОФ 5) накладные (прочие) расходы. Все эксплутационные расходы подразделяются на постоянные, независящие и зависящие от пробега транспорта. Ежегодные расходы по эксплуатации одного место километра можно представить так: S=s0+d*V, где s0 - постоянная составляющая эксплуатационных затрат, d - удельные эксплуатационные затраты, зависящие от объема пассажироперевозок (Q), млн. руб./пас.

Годовой объем перевозок можно определить исходя из транспортной подвижности населения (Птр пас./тыс. чел) и численности населения города (Ч, тыс. чел.) Q = Птр* Ч

При сравнении разл. видов пассажирского транспорта вводится обобщающий эк. показатель, н-р, приведенные затраты 3 = S+ Е*К, где Е - коэффициент эффективности капиталовложений, который принимается исходя из срока окупаемости или возврата заемных средств.

Это позволяет выявить экономически наиболее выгодный вариант развития транспортной системы.

82. Транспортный процесс пассажирских перевозок. В перевозках пассажиров участвуют несколько видов транспорта, которые имеют как достоинства, так и недостатки, а именно:

1. Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта по перевозке пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении, не зависит от климатических условий, погоды, времени года и суток, высокая провозная способность (массовость), сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок, тем не менее, большие капитальные вложения.

2. Водный транспорт подразделяется:

а) морской пассажирский транспорт (пригородный, дальний международный) – велико значение в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока

б) речной транспорт (городской, пригородный, дальний). В России более 70 тыс. рек общий протяженностью в 2 млн. км и более 2 тыс. крупных озер. Самый дешевый вид транспорта, но имеет (речной) сезонность в работе.

3. Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозок пассажиров на дальние расстояния, отличается высокой скоростью сообщения, комфортабельностью, доступностью абсолютно всех районов, но, тем не менее, высокая себестоимость перевозки пассажиров.

4. Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус) – экологически чистый вид транспорта, небольшая шумность, большие затраты на строительство путей сообщения.

5. Специальный транспорт (городской, внегородской) предназначен для обслуживания пассажиров в крупных зонах (много рельсовый, подвесные дороги).

6. Автомобильный транспорт подразделяется по административно- территориальному признаку:

а) городские перевозки (8-10 км) б) пригородные (до 50 км) в) сельские г) междугородние

- внутриобластные 100-200 км

-межобластные 300-400 км

- межреспубликанские 500-800 км

д) международные.

1. По виду подвижного состава пассажирские автомобильные перевозки подразделяются: - на автобусы, - на перевозки легковыми автомобилями

2. По принадлежности подвижного состава: - перевозки транспортом общего пользования, - ведомственным транспортом, - легковыми автомобилями индивидуальных владельцев (личного пользования), такими автомобилями перевозится в 7-8 раз больше, чем автомобилями-такси, - легковые автомобили на условиях проката

3. По виду сообщений: - городские перевозки осуществляются автобусами и легковыми автомобилями - такси; причем основная их часть работает на конкретных маршрутах. Характеризуются большими пассажиропотоками, плотной маршрутной сетью, небольшими интервалами движения, малыми расстояниями поездок пассажиров и, в связи с этим частыми остановками для посадки-высадки пассажиров, невысокими скоростями движения, а также хорошими дорожными условиями;

- пригородные перевозки обеспечивают связь пригородных районов с городом и городского населения с пригородом. Они отличаются от городских перевозок меньшим количеством пассажиров, сезонностью перевозок, большими расстояниями, увеличением интервалов движения, сравнительно плохими дорожными условиями.

- Местные автобусные маршруты соединяют районные центры, центральные усадьбы не только между собой, но и с областными центрами, железнодорожными станциями, речными портами и пристанями. Они характеризуются большим разнообразием дорожных условий, небольшими пассажиропотоками, наличием у пассажиров ручной клади или багажа, значительными колебаниями пассажиропотоков по дням недели и сезонам года.

-Междугородние перевозки организуются на автомобильных магистралях на расстояния более 50 км от городской черты для связи городов внутри области, между областями и между автономными республиками. Они характеризуются большими расстояниями, достигающими 1000 км и более, хорошими дорожными условиями, использованием комфортабельных и скоростных автобусов, оборудованных местами хранения багажа и ручной клади, гардеробами, буфетами, туалетами.

- Международные перевозки выполняются с пересечением государственных границ двух и более государств. Регулярные автобусные перевозки в отличие от нерегулярных перевозок осуществляются по расписанию и строго по определенному маршруту.

4. По назначению: - экскурсионные перевозки, связанные с обслуживанием экскурсий и выполняются автобусами с экскурсоводом в городах по постоянным маршрутам; - тур. перевозки, как транспортом общего пользования, так и ведомственным с выездом за пределы населенных пунктов по заранее разработанным маршрутам; - служебные перевозки, связанные с доставкой рабочих и служащих

определенного предприятия от места жительства до работы и обратно, а также для разовых служебных поездок; - школьные перевозки, как правило, в сельской местности, где отсутствуют регулярное автобусное сообщение. Для перевозки школьников разрабатываются свои маршруты и расписания, а также устанавливают тип автобуса

соответствующей вместимости; - вахтовые перевозки, предназначенные для доставки бригад, смен нефтяников, шахтеров, строителей и т.д.; - специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связаны с обслуживанием организаций, учреждений, предприятий, а также съездов, конференций, фестивалей

5. По форме организации: - маршрутные перевозки организуются на утвержденных маршрутах, строго по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на заранее оговоренных остановках маршрута; - заказные перевозки осуществляются по договорам и разовым заказам предприятий, организаций, учреждений и населения; - прямые смешанные перевозки выполняются совместно с другими видами пассажирского транспорта, обычно выдается пассажиру единый билет на право проезда различными видами транспорта от начального пункта до конечного пункта.

Под маршрутной системой понимают совокупность маршрутов всех видов массового пассажирского транспорта на территории города, района, области или республики.

Конфигурация линий прохождения маршрутов пассажирского транспорта на плане города, района, области называется пассажирской маршрутной сетью. Конфигурация линий прохождения только автобусных маршрутов называется автобусной маршрутной сетью. Конфигурация линий всех видов маршрутизированного транспорта составляет единую комплексную транспортную сеть города.

Основные требования, предъявляемые к городской маршрутной системе, сводятся к обеспечению для пассажиров минимального количества пересадок при одной поездке и наименьших затрат времени на одну поездку в любом направлении города. А также обеспечение эффективного использования подвижного состава, т.е. равномерного их наполнения на всей длине маршрутной сети.

Для оценки совершенства маршрутной сети применяются специальные показатели:

- Маршрутный коэффициент (К м) характеризует разветвленность маршрутной сети – отношение суммы длин всех маршрутов ([pic]Lм), к сумме длин всех улиц и проездов ([pic]Lс), по которым проходят маршруты пассажирского транспорта

К м =[pic]Lм: [pic]Lс

Маршрутный коэффициент показывает, сколько в среднем маршрутов проходит по каждому участку сети, и характеризует примерное количество направлений, в которых пассажир может ехать из каждой точки сети. Чем он выше, тем больше удобств для пассажиров. Для хорошо развитой транспортной сети городов он равен К м = 2 - 3,5, а для слаборазвитой сети К м = 1,2 – 1,3.

- Автобусная транспортная сеть характеризуется плотностью ([pic]), т.е. насыщенностью территории города линиями автобусного транспорта

[pic]= [pic]Lс : F, (км/км2)

где: F – площадь города, км2

Чем выше плотность сети, тем меньше затраты времени пассажиров на подход к остановкам. Для крупных городов [pic]= 2 – 2,5 км/км2, а для центральны районов города [pic]=5–7 км/км2. Протяженность подхода к

остановкам определяется:

l пх = 1: (3[pic]) + l пер : 4, (км)

где: l пер – протяженность перегона, расстояние между остановочными пунктами.

Для сокращения времени на подход нужно увеличивать ([pic]) и уменьшать (l пер). Но нужно учесть, что увеличение ([pic]) позволяет рассредоточить пассажиропоток, а уменьшение (l пер) – снизить скорость движения автобуса и увеличить время доставки пассажиров к месту назначения.

Автобусные перевозки организуют на определенных маршрутах, обуславливаемых размером и направлением пассажиропотоков.

Маршрутом называется установленный соответствующим образом, путь следования автобусов между начальными и конечными пунктами.

Маршруты разбиваются на перегоны, в зависимости от расположения пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов. Перегоном называется расстояние между смежными остановочными пунктами.

Автобусные маршруты подразделяются :

- По времени действия: а) постоянные (в течение всего года), б) временные (сезонные)

- По назначению: а) основные маршруты,

б) подвозящие к маршрутам других видов транспорта

- По условиям использования и характеру движения: а) обычные маршруты б) укороченные маршруты бывают: постоянные и периодические, в) скорые г) экспрессные маршруты бывают: постоянные, временные (летние) и периодические.