33. Производственная программа и мощность .
Производственная программа (план производства) предприятияпредставляет собой определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса. Она является важнейшим разделом плана предприятия. Показатели производственной программы характеризуют темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием «в том числе продукция на экспорт»), включая показатель качества продукции. Содержание производственной программы определяется стратегическими целями предприятия в планируемом периоде. Она формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.
В производственной программе предусматриваются следующие разделы:
план производства продукции в натуральном выражении;
план производства продукции в стоимостном выражении.
Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть, например, тонны, штуки и т. д. В практике планирования используются натуральные и условно-натуральные единицы измерения. Характер натуральных показателей зависит от специфики продукции. Так, в нефтяной промышленности единицей измерения является тонна, в электроэнергетике – киловатт-час, лесопереработке – кубический метр, ювелирной промышленности – граммы и караты.
Условно-натуральные единицы применяются в тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют различную потребительную стоимость или же выпускаемая продукция (например, машины, механизмы) неодинакова по мощности, производительности. Так, уголь бывает различной калорийности, продукция консервной промышленности выпускается в банках различной емкости. Поэтому на практике добыча топлива обычно планируется в условных тоннах, а производство консервов – в тысячах условных банок и др. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-технологическим и экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной науки на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технологических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технологических условий и другой документации.
Планирование продукции в натуральном выражении не всегда дает возможность определить общий объем производства, темпы его роста и структуру. Поэтому большое значение играет формирование плана выпуска продукции в стоимостных показателях – это объемы валовой, товарной, чистой и реализованной продукции.
Важными стоимостными показателями, используемыми для определения объема промышленного производства, его структуры, темпов роста, производительности труда, фондоотдачи и других технико-экономических показателей деятельности предприятия, являются объемы товарной и валовой продукции.
Объем валовой продукции (ВП) включает в себя весь объем работ, намеченных к выполнению в данном периоде, и вычисляется по формуле:
ВП = ТП ± ΔНЗП,
где ВП – объем валовой продукции; ТП – объем товарной продукции;
ΔНЗП – разница в остатках незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Объем реализуемой и товарной продукции определяется в плане в действующих оптовых ценах предприятия.
Объем товарной продукции (Тп)в плане включает стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации; полуфабрикатов собственной выработки; продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенной к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам или со стороны, или непромышленных подразделений самого предприятия.
Объем чистой продукции равен объему товарной продукции за минусом амортизационных отчислений и материальных затрат. Использование этого показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить вклад коллективов предприятий в достижение конечных показателей.
Объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера на сторону и др. Объем реализованной продукции по плану (Рп) можно найти по формуле:
Рп = Тп + Онп 1 – Онп 2,
где Тп – объем товарной продукции по плану;
Онп 1 – остатки нереализованной продукции на начало планового периода;
Онп 2 – то же на конец планового периода.
Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты по производственной мощности.
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.
Производственная мощностьхарактеризует работу основных фондов в таких условиях, при которых можно полностью использовать потенциальные возможности, заложенные в средствах труда.
Производственные мощностиизмеряются, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении.
По продукции, имеющей широкую ассортиментную шкалу, производственные мощности могут выражаться в условно-натуральных единицах. Если предприятие выпускает несколько видов различной продукции, то производственные мощности устанавливаются по каждому виду отдельно.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т. е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, производственный участок, линия, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования.
При разработке производственной программы может оказаться, что отдельные производства (вспомогательные или даже основные) отстают от ведущих. В таких случаях разрабатываются организационно-технические мероприятия по ликвидации «узких мест»: перераспределение работ между исполнителями, увеличение сменности работы, внедрение научной организации труда, перераспределение оборудования между цехами, углубление специализации и кооперирования, улучшение технической оснащенности производства, модернизация и пополнение парка оборудования.
Основными элементами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются:
состав оборудования и его количество по видам; технико-экономические показатели использования машин и оборудования;
фонд времени работы оборудования;
производственная площадь предприятия (основных цехов);
намечаемые номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.
Следует учесть, что при расчете величины мощности не принимаются во внимание простои оборудования, которые могут быть вызваны недостатками рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака продукции. Производственная мощность предприятия не является постоянной величиной. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда производственные мощности изменяются. Поэтому они подлежат периодическому пересмотру.
При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также при составлении баланса производственных мощностей различают входную, выходную и среднегодовую производственную мощность.
Входная (выходная) производственная мощность предприятия – это мощность на начало (конец) соответствующего планового периода. Выходная мощность рассчитывается как алгебраическая сумма входной мощности, новой мощности, введенной в течение данного периода, и выбывшей в том же периоде мощности.
Для определения соответствия производственной программы имеющейся мощности исчисляется среднегодовая производственная мощность (Мср г), которой предприятие располагает в среднем за год. Она находится путем прибавления к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитания среднегодового ее выбытия. Для расчета используют формулу:
где Мнг – мощность на начало года;
Мввед – ввод мощностей в течение года;
Мвыб – выбытие мощностей в течение года;
n1,п2– количество полных месяцев с момента ввода мощностей в действие до конца года и соответственно с момента выбытия мощностей до конца года.
В целях увязки планируемых объемов производства продукции с необходимыми производственными мощностями на предприятиях разрабатываются балансы производственных мощностей по производству или переработке продукции.
Баланс производственной мощности может быть выражен следующей формулой:
М2 = М1 + Мо. т + Мт ± Мн. а -Мв,
где М2 – производственная мощность на конец планируемого периода (выходная мощность);
M1 – то же на начало периода (входная);
Мот – прирост производственной мощности в плановом периоде за счет проводимых организационно-технических мероприятий;
Мт – прирост мощности за счет расширения, технического перевооружения и реконструкции предприятия;
Мна – прирост (+) или уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции;
Мв – уменьшение производственной мощности, вызванное выбытием основных производственных фондов.
Производственная мощность и баланс производственной мощности предприятия рассчитываются в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство промышленной продукции (работ, услуг).
Для определения, какие резервы имеются на предприятии, существует коэффициент использования производственной мощности.
Коэффициент использования производственной мощности (Qm) может быть плановым или фактическим в зависимости от того, применительно к какому объему производства – плановому или фактическому – рассчитывается. Он определяется делением объема произведенной предприятием продукции за данный период на среднюю производственную мощность в данном периоде:
Qm = (V: Mc) * 100 %,
где V – объем производства за период; Мс – средняя мощность за период.
- 1. Понятие, признаки и задачи предприятия.
- 2. Классификация предприятий.
- 3. Производственная структура предприятия.
- 4. Пути совершенствования производственной структуры предприятия.
- 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 6. Сущность и эволюция предпринимательства.
- 7. Виды и формы предпринимательства.
- 8. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации.
- 9. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны.
- 10. Понятие продукции и услуг.
- 11. Понятие и показатели качества продукции.
- 12. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения.
- 13. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
- 14. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.
- 15. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства.
- 16. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства.
- 17. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии.
- 18. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов.
- 19. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии.
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- 20. Понятие, классификация и структура оборотных средств.
- 21. Нормирование оборотных средств.
- 22. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
- 23. Рынок труда.
- 24. Состав и структура персонала предприятия.
- 25. Управление персоналом предприятия.
- 26. Организация и нормирование труда.
- 27. Сущность, функции и принципы заработной платы.
- 28. Тарифная система и ее элементы.
- 29. Формы и системы заработной платы.
- 30. Особые условия оплаты труда и премирования работников.
- 31. Регулирование заработной платы.
- 32. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов.
- 33. Производственная программа и мощность .
- 34. Подготовка нового производства .
- 35. Бизнес-план предприятия.
- 36. Сущность и виды издержек.
- 37. Классификация затрат.
- 38. Переменные и постоянные издержки производства.
- 39. Смета затрат и калькулирование себестоимости продукции.
- 40. Сущность прибыли и ее структура.
- 41. Источники формирования и направления использования прибыли.
- 42. Критический объем производства.
- 43. Сущность экономической эффективности производства.
- 44. Оценка эффективности и состояния баланса.
- 45. Сущность и функции цены как экономической категории.
- 46. Система цен и их классификация.
- 47. Факторы, влияющие на уровень цен.
- 48. Понятие и классификация инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия.
- 49. Экономическая эффективность инвестиционных проектов.
- 50. Понятие и классификация инноваций.
- 51. Сущность стратегии предприятия. Экономическая и функциональная стратегии.
- 52. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.
- 53. Ценовая политика на различных рынках.
- 54. Повышение качества конкурентоспособности как стратегия устойчивого развития предприятия.
- 55. Сущность управления и его функции.
- 56. Организационная структура управления предприятием.
- 57. Принятие управленческих решений на предприятии.
- 58. Основные направления совершенствования управления предприятием.
- 59. Производственный процесс и его структура.
- 60. Производственный цикл: понятие, структура и факторы, определяющие его длительность.
- 61. Типы, формы и методы организации производства.
- 62. Понятие и функции маркетинга.
- 63. Маркетинг предприятия.
- 64. Система маркетинга как фактор повышения устойчивости и адаптации предприятий к рынку.
- 65. Определение, задачи и принципы логистики.
- 66. Организация построения логистических систем.
- 67. Основные логистические концепции и системы
- 68. Понятие качества продукции.
- 69. Система показателей качества продукции.
- 70. Управление качеством.
- 71. Статистические методы контроля и управления качеством продукции.
- 72. Риски предприятий: их виды и особенности.
- 73. Управление рисками и их предупреждение.
- 74. Обеспечение страховой защиты рисков предприятий.
- 75. Сущность договора, его виды.
- 76. Заключение, изменение и расторжение договора.
- 77. Экономические споры и их разрешение.
- 78. Сущность банкротства и антикризисного управления.
- 79. Основные факторы банкротства предприятий.
- 80. Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства.