logo search
05-01-2015_22-06-41 / темы_3_4_территориальная_орг_населения

Современное состояние транспортного комплекса

Современное состояние транспортного комплекса определяется сложившимся характером социально- экономического развития страны: спадом производства, снижением инвестиционной активности, ростом цен и тарифов. Оживление экономики в начале 2000-х годов создает условиях и для развития транспортной системы страны.

Железнодорожный транспорт занимает одно из ведущих мест в грузообороте и пассажирообороте страны. Это обусловлено рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта: довольно свободным размещением, по территории, надежностью, «всепогодностью», регулярностью, большой грузоподъемностью и относительной дешевизной. Он наиболее эффективен в перевозках на дальние расстояния массовых видов грузов: угля, нефтепродуктов, минерально-строительных материалов, руд, сельскохозяйственных грузов (в частности, зерна), леса, металлов, минеральных удобрений, а также продукции машиностроения и др. Размещается железнодорожный транспорт неравномерно: наиболее густая сеть характерна для европейской части страны. В восточных районах железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Плотность железнодорожной сети в РФ невелика - 5 км на 1000 кв. км территории, в связи с чем высока грузонапряженность железных дорог.

Морской транспорт играет основную роль во внешнеторговых связях страны. Крупные порты России - Санкт- Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток. Большую роль в завозе грузов в арктические районы страны имеет Северный морской путь.

Воздушный транспорт имеет самую высокую себестоимость перевозок, в связи с чем его роль в грузообороте и пассажирообороте ограничена. Он используется для перевозки срочных и наиболее ценных грузов, а также доставки пассажиров в отдаленные районы страны.

Речной (внутренний водный) транспорт играет относительно небольшую роль в перевозке грузов, что связано с несовпадением основных направлений грузоперевозок (восток - запад) и течение большинства рек (юг - север) и сезонным характером его работы. Его достоинством является низкая себестоимость перевозок. Большое значение для развития этого вида транспорта имело создание единой глубоководной системы страны и строительство Беломоро-Балтийского, Волго- Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов.

Автомобильный транспорт используется преимущественно для перевозки немассовых («штучных») грузов на короткие расстояния, что обусловлено довольно высокой себестоимостью перевозок и его малой грузоподъемностью. Однако он позволяет доставлять товары без перегрузок. Автодорожная сеть страны развита относительно слабо: около 1/3 сельских населенных пунктов не связаны с дорогами общего пользования, качество автодорог невысокое.

Трубопроводный транспорт имеет наименьшую себестоимость перевозок и используется для транспортировки углеводородного сырья. Его преимуществами являются также: возможность круглогодичной работы, минимальные потери при транспортировке, высокая пропускная способность, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию вне зависимости от рельефа территории. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи соответствующего сырья и районов их потребления.