Основные направления развития приграничных районов России
К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию. Распад Советского Союза привел к существенному изменению государственных границ, а, следовательно, и к изменению перечня приграничных регионов. В советский период к категории приграничных относилось 22 субъекта, где на площади 10,4 млн. кв. км. проживало 21,5 млн. чел. В настоящее время к ним добавилось 26 субъектов Федерации, где на площади 18,4 млн. кв. км. проживает 49,5 млн. чел.
Для того чтобы более четко оценить воздействие государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья.
К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам.
К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.
К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км.
Возможности развития приграничного сотрудничества во многом определяются характером отношений, сложившихся на межгосударственном уровне. Одним из наиболее благоприятных для приграничного сотрудничества является Норвежско-финляндское приграничье.
Балтийское приграничье образуется на границах с Эстонией, Латвией, Литвой. Основными проблемами данной зоны приграничья являются: эксклавное положение Калининградской области, необходимость обеспечения надежных транзитных коммуникаций, демаркация границ, решение таможенных и этнических проблем.
Белорусское приграничье хотя и является «спокойным» в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья.
На Украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается преимущественно по инициативе Украины.
Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни.
Казахстанское приграничье демонстрирует возможности рационального и прагматичного сотрудничества. Действует Соглашение о сотрудничестве приграничных областей, Россия и Казахстан входят в таможенный союз. Развивается производственная кооперация в энергетике, металлургии, машиностроении, аграрно-промышленном комплексе.
Восточно-Сибирское и Дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. В то же время, близкое соседство наименее заселенных территорий России с государствами, обладающими значительным населением и ограниченными территориями, создает серьезные угрозы национальной безопасности страны в этом регионе.
Вопросы для самоконтроля:
1. На какие типы делится территория Севера по степени их комфортности для жизнедеятельности пришлого населения?
2. Каковы перспективные направления политики развития российского Севера?
3. Какие районы называют приграничными?
4. Каковы перспективы развития приграничных районов России?
Ответы:
1. На какие типы делится территория Севера по степени их комфортности для жизнедеятельности пришлого населения? см.стр.78.
2. Каковы перспективные направления политики развития российского Севера? см.стр.80.
3. Какие районы называют приграничными? см.стр.80.
4. Каковы перспективы развития приграничных районов России? см.стр.81.
- 3. Особенности территориальной организации населения России
- 3.1. Административно-территориальное устройство России
- История формирования российского геополитического пространства и этапы его заселения
- Новые независимые государства на территории бывшего ссср
- Основы федерализма России
- Обновление географических названий
- 3.2. Природные и экономические предпосылки развития России
- Пригодность и эффективность территории
- Оценка природных условий и природных ресурсов России
- Демографический и этнонациональный потенциал развития России
- Оценка экономического потенциала региона
- 3.3. Влияние территориальной подвижности населения (миграции) на расселение и размещение
- Понятие территориальной подвижности населения и основные теории миграции
- Миграционные процессы в России
- Основы формирования концепции миграционной безопасности
- 3.4. Тенденции развития проблемных регионов России
- Зона Севера. Особенности и перспективные направления политики Развития российского Севера
- Основные направления развития приграничных районов России
- 4. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности в России
- 4.1. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории
- Россия в системе международного разделения труда
- Единое экономическое пространство. Проблемы экономической интеграции
- Территориальная организация населения и сфера обслуживания
- 4.2. Закономерности, принципы и факторы территориальной организации производства
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Факторы размещения производительных сил
- 4.3. Особенности территориальной организации транспортной системы и сельского хозяйства рф
- Территориальная организация транспортной системы рф
- Современное состояние транспортного комплекса
- Факторы, влияющие на специализацию сельского хозяйства
- Особенности развития и размещения сельского хозяйства рф
- 4.4. Особенности территориальной организации и основные направления развития экономических районов России
- Современное районирование территории России