Современное состояние транспортного комплекса
Современное состояние транспортного комплекса определяется сложившимся характером социально- экономического развития страны: спадом производства, снижением инвестиционной активности, ростом цен и тарифов. Оживление экономики в начале 2000-х годов создает условиях и для развития транспортной системы страны.
Железнодорожный транспорт занимает одно из ведущих мест в грузообороте и пассажирообороте страны. Это обусловлено рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта: довольно свободным размещением, по территории, надежностью, «всепогодностью», регулярностью, большой грузоподъемностью и относительной дешевизной. Он наиболее эффективен в перевозках на дальние расстояния массовых видов грузов: угля, нефтепродуктов, минерально-строительных материалов, руд, сельскохозяйственных грузов (в частности, зерна), леса, металлов, минеральных удобрений, а также продукции машиностроения и др. Размещается железнодорожный транспорт неравномерно: наиболее густая сеть характерна для европейской части страны. В восточных районах железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Плотность железнодорожной сети в РФ невелика - 5 км на 1000 кв. км территории, в связи с чем высока грузонапряженность железных дорог.
Морской транспорт играет основную роль во внешнеторговых связях страны. Крупные порты России - Санкт- Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток. Большую роль в завозе грузов в арктические районы страны имеет Северный морской путь.
Воздушный транспорт имеет самую высокую себестоимость перевозок, в связи с чем его роль в грузообороте и пассажирообороте ограничена. Он используется для перевозки срочных и наиболее ценных грузов, а также доставки пассажиров в отдаленные районы страны.
Речной (внутренний водный) транспорт играет относительно небольшую роль в перевозке грузов, что связано с несовпадением основных направлений грузоперевозок (восток - запад) и течение большинства рек (юг - север) и сезонным характером его работы. Его достоинством является низкая себестоимость перевозок. Большое значение для развития этого вида транспорта имело создание единой глубоководной системы страны и строительство Беломоро-Балтийского, Волго- Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов.
Автомобильный транспорт используется преимущественно для перевозки немассовых («штучных») грузов на короткие расстояния, что обусловлено довольно высокой себестоимостью перевозок и его малой грузоподъемностью. Однако он позволяет доставлять товары без перегрузок. Автодорожная сеть страны развита относительно слабо: около 1/3 сельских населенных пунктов не связаны с дорогами общего пользования, качество автодорог невысокое.
Трубопроводный транспорт имеет наименьшую себестоимость перевозок и используется для транспортировки углеводородного сырья. Его преимуществами являются также: возможность круглогодичной работы, минимальные потери при транспортировке, высокая пропускная способность, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию вне зависимости от рельефа территории. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи соответствующего сырья и районов их потребления.
- 3. Особенности территориальной организации населения России
- 3.1. Административно-территориальное устройство России
- История формирования российского геополитического пространства и этапы его заселения
- Новые независимые государства на территории бывшего ссср
- Основы федерализма России
- Обновление географических названий
- 3.2. Природные и экономические предпосылки развития России
- Пригодность и эффективность территории
- Оценка природных условий и природных ресурсов России
- Демографический и этнонациональный потенциал развития России
- Оценка экономического потенциала региона
- 3.3. Влияние территориальной подвижности населения (миграции) на расселение и размещение
- Понятие территориальной подвижности населения и основные теории миграции
- Миграционные процессы в России
- Основы формирования концепции миграционной безопасности
- 3.4. Тенденции развития проблемных регионов России
- Зона Севера. Особенности и перспективные направления политики Развития российского Севера
- Основные направления развития приграничных районов России
- 4. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности в России
- 4.1. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории
- Россия в системе международного разделения труда
- Единое экономическое пространство. Проблемы экономической интеграции
- Территориальная организация населения и сфера обслуживания
- 4.2. Закономерности, принципы и факторы территориальной организации производства
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Факторы размещения производительных сил
- 4.3. Особенности территориальной организации транспортной системы и сельского хозяйства рф
- Территориальная организация транспортной системы рф
- Современное состояние транспортного комплекса
- Факторы, влияющие на специализацию сельского хозяйства
- Особенности развития и размещения сельского хозяйства рф
- 4.4. Особенности территориальной организации и основные направления развития экономических районов России
- Современное районирование территории России