Основы федерализма России
В соответствии с классическими представлениями Федерация – это форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства административно- территориальные, национально-территориальные и национально-государственные единицы являются ее равноценными членами, имеют собственный статус, «удостоверяемый» законодательно-представительными, исполнительными, судебными и другими органами власти.
Наиболее острые дискуссии сегодня концентрируются вокруг вопроса об учете этнического принципа в государственном устройстве России, включающей в свой состав многочисленные и обширные по своей территории национальные административные образования. При этом четко проявляются два крайних подхода: предполагается или строительство жестко унитарного государства без учета национального фактора и превращение всех республик в земли и губернии, или создание некоего рыхлого конфедеративного образования.
Сторонники первого подхода обычно ссылаются на исторический опыт крупных федеративных государств, строившихся на этнических принципах: Индии, Югославии и др., которые либо уже распались, пройдя через кровопролитные конфликты, либо оказались в длительной полосе кризиса. В качестве примеров для подражания приводятся такие страны, как ФРГ, Швейцария и др., являющиеся федерациями, где этнический принцип носит подчиненный характер, и демонстрирующие большую жизнеспособность.
Приверженцы второго подхода исходят из необходимости вытеснения прерогатив федеральных органов практически из всех сфер внутренней жизни национальных образований и создания своеобразных мини- государств на сугубо конфедеративной основе. Нетрудно видеть, что самоутверждение своего суверенитета и своего достоинства за счет суверенитета и национального достоинства соседей не имеет ничего общего с идеями подлинного федерализма. Агрессивный этноцентризм очень быстро автоматически превращает национальное в националистическое.
Фактически административно-территориальное деление Российской Федерации не имеет аналогов в мире. Абсолютное большинство специалистов считает, что следует стремиться к становлению и закреплению именно российской формы федерализма, органично сочетающей национально- государственные и территориальные принципы единого федеративного государства.
Нынешняя Конституция Российской Федерации провозгласила равноправие субъектов Федерации. Однако в ст. 11 Конституции заложены правовые основания для практики заключения договоров и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами. По мнению многих экспертов, возникла совершенно новая форма отношений Центра с субъектами Федерации, для обозначения которых стал использоваться термин «взаимное делегирование полномочий».
- 3. Особенности территориальной организации населения России
- 3.1. Административно-территориальное устройство России
- История формирования российского геополитического пространства и этапы его заселения
- Новые независимые государства на территории бывшего ссср
- Основы федерализма России
- Обновление географических названий
- 3.2. Природные и экономические предпосылки развития России
- Пригодность и эффективность территории
- Оценка природных условий и природных ресурсов России
- Демографический и этнонациональный потенциал развития России
- Оценка экономического потенциала региона
- 3.3. Влияние территориальной подвижности населения (миграции) на расселение и размещение
- Понятие территориальной подвижности населения и основные теории миграции
- Миграционные процессы в России
- Основы формирования концепции миграционной безопасности
- 3.4. Тенденции развития проблемных регионов России
- Зона Севера. Особенности и перспективные направления политики Развития российского Севера
- Основные направления развития приграничных районов России
- 4. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности в России
- 4.1. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории
- Россия в системе международного разделения труда
- Единое экономическое пространство. Проблемы экономической интеграции
- Территориальная организация населения и сфера обслуживания
- 4.2. Закономерности, принципы и факторы территориальной организации производства
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Факторы размещения производительных сил
- 4.3. Особенности территориальной организации транспортной системы и сельского хозяйства рф
- Территориальная организация транспортной системы рф
- Современное состояние транспортного комплекса
- Факторы, влияющие на специализацию сельского хозяйства
- Особенности развития и размещения сельского хозяйства рф
- 4.4. Особенности территориальной организации и основные направления развития экономических районов России
- Современное районирование территории России