logo
05-01-2015_22-06-41 / темы_3_4_территориальная_орг_населения

Основы федерализма России

В соответствии с классическими представлениями Федерация – это форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства административно- территориальные, национально-территориальные и национально-государственные единицы являются ее равноценными членами, имеют собственный статус, «удостоверяемый» законодательно-представительными, исполнительными, судебными и другими органами власти.

Наиболее острые дискуссии сегодня концентрируются вокруг вопроса об учете этнического принципа в государственном устройстве России, включающей в свой состав многочисленные и обширные по своей территории национальные административные образования. При этом четко проявляются два крайних подхода: предполагается или строительство жестко унитарного государства без учета национального фактора и превращение всех республик в земли и губернии, или создание некоего рыхлого конфедеративного образования.

Сторонники первого подхода обычно ссылаются на исторический опыт крупных федеративных государств, строившихся на этнических принципах: Индии, Югославии и др., которые либо уже распались, пройдя через кровопролитные конфликты, либо оказались в длительной полосе кризиса. В качестве примеров для подражания приводятся такие страны, как ФРГ, Швейцария и др., являющиеся федерациями, где этнический принцип носит подчиненный характер, и демонстрирующие большую жизнеспособность.

Приверженцы второго подхода исходят из необходимости вытеснения прерогатив федеральных органов практически из всех сфер внутренней жизни национальных образований и создания своеобразных мини- государств на сугубо конфедеративной основе. Нетрудно видеть, что самоутверждение своего суверенитета и своего достоинства за счет суверенитета и национального достоинства соседей не имеет ничего общего с идеями подлинного федерализма. Агрессивный этноцентризм очень быстро автоматически превращает национальное в националистическое.

Фактически административно-территориальное деление Российской Федерации не имеет аналогов в мире. Абсолютное большинство специалистов считает, что следует стремиться к становлению и закреплению именно российской формы федерализма, органично сочетающей национально- государственные и территориальные принципы единого федеративного государства.

Нынешняя Конституция Российской Федерации провозгласила равноправие субъектов Федерации. Однако в ст. 11 Конституции заложены правовые основания для практики заключения договоров и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами. По мнению многих экспертов, возникла совершенно новая форма отношений Центра с субъектами Федерации, для обозначения которых стал использоваться термин «взаимное делегирование полномочий».