Территориальная организация транспортной системы рф
Транспорт - особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль экономики. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между ними, внутри экономических районов и между ними, реализуются межгосударственные связи. Единую транспортную систему РФ образуют такие виды транспорта как: железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной и трубопроводный. Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны.
Формирование транспортной системы обусловлено некоторыми социально-экономическими факторами: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением основных транспортно-экономических связей, расположением крупных рекреационных и туристических центров. Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте. В грузообороте значителен удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте - автомобильного. Соотношение различных видов транспорта неодинаково в разных районах и при перевозке различных грузов.
Структура грузооборота зависит от специализации экономических районов, сочетания в них отраслей экономики, размещения крупных сырьевых и топливных баз, степени развития перерабатывающей промышленности на привозном сырье и топливе. Каждому экономическому району соответствует своя структура грузовых перевозок. Так, регионы с межрайонным значением топливных и сырьевых баз (Западно- Сибирский, Восточно-Сибирский, Северный экономические районы) обладают активным транспортным балансом, наоборот, районы, где развита преимущественно обрабатывающая промышленность (Центральный, Волго-Вятский, Северо- Западный) имеют пассивный транспортный баланс.
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров - автомобильный и железнодорожный.
Уровень развития транспортной системы экономических районов различен: наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо- Западный, Северо-Кавказский и Волго-Вятский экономические районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточно- Сибирский, Западно-Сибирский и Северный экономические районы.
Различаются регионы и по структуре грузооборота: там, где в больших масштабах разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда и уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть и газ, значительна роль трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, высок удельный вес речного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, основная роль принадлежит железнодорожному и автомобильному транспорту.
Для нашей страны преобладающее значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками: железнодорожный и трубопроводный транспорт. Внутренний водный (по причине относительно короткого навигационного периода на большинстве рек страны) и автомобильный транспорт (в результате более слабого развития автодорожной сети) в России имеют значительно меньшее значение, чем в странах Европы, США и Японии.
- 3. Особенности территориальной организации населения России
- 3.1. Административно-территориальное устройство России
- История формирования российского геополитического пространства и этапы его заселения
- Новые независимые государства на территории бывшего ссср
- Основы федерализма России
- Обновление географических названий
- 3.2. Природные и экономические предпосылки развития России
- Пригодность и эффективность территории
- Оценка природных условий и природных ресурсов России
- Демографический и этнонациональный потенциал развития России
- Оценка экономического потенциала региона
- 3.3. Влияние территориальной подвижности населения (миграции) на расселение и размещение
- Понятие территориальной подвижности населения и основные теории миграции
- Миграционные процессы в России
- Основы формирования концепции миграционной безопасности
- 3.4. Тенденции развития проблемных регионов России
- Зона Севера. Особенности и перспективные направления политики Развития российского Севера
- Основные направления развития приграничных районов России
- 4. Основные особенности размещения и территориальной организации промышленности в России
- 4.1. Основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории
- Россия в системе международного разделения труда
- Единое экономическое пространство. Проблемы экономической интеграции
- Территориальная организация населения и сфера обслуживания
- 4.2. Закономерности, принципы и факторы территориальной организации производства
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Факторы размещения производительных сил
- 4.3. Особенности территориальной организации транспортной системы и сельского хозяйства рф
- Территориальная организация транспортной системы рф
- Современное состояние транспортного комплекса
- Факторы, влияющие на специализацию сельского хозяйства
- Особенности развития и размещения сельского хозяйства рф
- 4.4. Особенности территориальной организации и основные направления развития экономических районов России
- Современное районирование территории России