logo search
Лекции Эконом СТРАТЕГИЯ фирмы

5.3 Оценка и анализ внешней среды

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса формирования стратегии. Первым шагом в этом процессе является изучение внешней среды[1,3,4,5,6]. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

- оценка изменений, которые воздействуют на разные аспекты реализации текущей стратегии;

- оценка факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяют руководству быть готовыми к потенциальным угрозам.

- Оценка факторов, представляющих дополнительные возможности для достижения общефирменных целей при соответствующей корректировке планов.

Грамотный анализ внешней среды дает для организации время для подготовки к использованию спрогнозированных возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три вопроса:

- Где сейчас находится организация?

- Где, по мнению руководства, должна находиться организация в будущем?

- Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, можно объединить в семь областей факторов:

- экономические факторы;

- политические факторы;

- рыночные факторы;

- технологические факторы;

- международные факторы.

- факторы конкуренции. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Чтобы помочь руководству тщательно исследовать конкурентов М. Портер предлагает ответить на четыре простых вопроса:

o Удовлетворен ли конкурент своим текущим положением?

o Какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент?

o В чем уязвимость конкурента?

o Что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффектив-ные ответные меры со стороны конкурента?

- Факторы социального поведения.