23. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
Общая характеристика бизнес-плана. Бизнес-план является основным средством управления предприятием. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Он составляется в следующих случаях:
- обоснование и осуществление инвестиционных проектов;
- реализация отдельных коммерческих операций;
- эмиссия ценных бумаг;
- определение перспектив развития предприятия;
- проведение реорганизационных мероприятий;
- финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Наиболее комплексным и объемным является бизнес-планирование текущей деятельности (на предстоящий год или другой период) и бизнес-план на создание нового предприятия.
Бизнес-план – это категория рыночного хозяйствования, он является инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства.
Разработке бизнес-плана предшествует детальный финансовый и производственный анализ предприятия.
Финансовый анализ включает оценку текущего состояния предприятия, анализ его баланса, структуры активов (основной и оборотный капитал), характеристику материальных ресурсов, зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов, динамики объемов выпуска и реализации продукции, прибыли и рентабельности предприятия.
В процессе производственного анализа оценивают качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификацию персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.
Описание и анализ состояния и перспектив развития в бизнес-плане решает 2 задачи
1)изучение состояния и тенденций развития предприятия как объекта инвестирования;
2)получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.
Одновременно с этим может быть дана краткая характеристика отрасли, перспективы ее развития, сырьевая база, региональная структура производства, инвестиционный климат. В дальнейшем это позволит получить более достоверную информацию, необходимую для расчета основных показателей бизнес-плана.
При расчете финансовых показателей бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации. Эти изменения приводят к тому, что предприятие постоянно сталкивается с риском наступления неблагоприятного события, которое может привести к возникновению дополнительных расходов в ходе реализации проекта, недополучению доходов, увеличению сроков реализации проекта и т.д. поэтому в ходе разработки финансового плана проводят качественный и количественный анализ риска. Его задача – определить факторы риска и этапы работ, при выполнении которых возникает риск, а также установить размеры риска.
Качественный анализ риска может проводиться различными методами. Чаще всего используют следующие методы:
- статистический;
-анализа целесообразности затрат;
- экспертных оценок;
- использования аналогов и т.д.
Для уменьшения риска в процесс формирования финансового плана оценивают степень влияния критических факторов на финансовые результаты проекта, т.е. проводят анализ чувствительности.
В качестве критических факторов рассматривают возможное изменение следующих параметров:
- объема сбыта продукции предприятия;
- цена продукции;
- издержки производства
- условия формирования капитала;
- показатели инфляции;
- время задержки платежей за реализованную продукцию;
- условия формирования запасов.
Целью анализа чувствительности является определение степени влияния критических факторов на финансовые результаты проекта.
В результате определения чувствительности инвестиционного проекта к критическим факторам в процессе проектирования разрабатываются мероприятия по уменьшению риска и устанавливается оптимальный вариант реализации инвестиционного проекта.
- 1. Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа.
- 2. Анализ наличия, движения и уровня квалификации работников.
- 3. Сущность экономического анализа и оценка эффективности бизнеса
- 4. Анализ производительности труда
- Анализ влияния использования труда рабочих на объем выпуска продукции
- 5. Анализ факторов, влияющих на объем продаж продукции. Анализ выполнения договорных обязательств.
- 6. Анализ факторов, влияющих на уровень фондоотдачи
- 7. Оперативный анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
- 8. Анализ использования оборудования по времени.
- 9. Анализ ритмичности выпуска продукции
- 10. Анализ материально-технического снабжения организации.
- 11. Анализ использования оборудования по количеству единиц.
- 12. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности
- 13. Анализ обеспеченности организации предметами труда, ритмичности поступления
- 13. Анализ обеспеченности организации предметами труда, ритмичности поступления.
- 14. Влияние величины основных средств и уровня фондоотдачи на выпуск продукции.
- 15. Анализ факторов, влияющих на уровень выпуска продукции.
- 16. Анализ использования материальных ресурсов. Факторы, влияющие на уровень материалоотдачи.
- 17. Анализ влияния объема продукции на величину прибыли.
- 18. Анализ использования основных средств
- 19. Анализ качества продукции. Основные показатели качества
- 20. Задачи анализа трудовых ресурсов. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами.
- 21. Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
- 22. Анализ баланса рабочего времени.
- 23. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.
- 24. Анализ факторов, влияющих на уровень среднечасовой выработки
- 25. Анализ выполнения задания по номенклатуре (ассортименту) продукции.
- 26. Факторный анализ среднегодовой производительности труда.
- Вопрос 27. Задачи и основные направления анализа основных средств. Источники анализа.
- Вопрос 28. Факторный анализ влияния трудовых ресурсов на выпуск продукции.
- 29. Анализ движения, состояния и наличия основных средств.
- 30. Сущность и роль трудовых ресурсов в производстве. Основные показатели, отражающие трудовые ресурсы. Источники данных.
- 31. Основные пути экономии материальных ресурсов в производстве.
- 32.Анализ обеспеченности организации основными средствами.
- 33 Влияние величины материальных ресурсов на и уровня материалоотдачи на выпуск продукции